Летопись души. Как жили художники и фотографы в ходе строительства БАМа

Благодаря творческим бамовцам до нас дошла атмосфера великого строительства. © / Эдгар Брюханенко / АиФ

Байкало-Амурская магистраль — железная дорога, соединяющая Восточную Сибирь с Дальним Востоком. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, основной путь которой строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год. БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР.

   
   

- О строителях, инженерах и бульдозеристах, которые прокладывали Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль, вспоминают часто, - говорит Василий Дьяков, председатель Усть-Кутского любительского творческого объединения «Даван». - А вот художников и фотографов, которые запечатлели великую стройку на холсты или плёнку, зачастую несправедливо обходят. А ведь мы такие же бамовцы. Только не с лопатой, а с карандашом или камерой.

Отвечая на вопрос, как молодые художники попадали на БАМ, говорит, что во многих случаях они приезжали на всесоюзную стройку вовсе не рисовать, а, например, валить лес или класть рельсы. А камеру или кисти прихватывали с собой на всякий случай - занимались искусством для души.

«До сих пор храню портреты»

Впрочем, сам Василий Дьяков, который родился на острове Ольхон у самых волн Байкала, ехал на БАМ вовсе не махать лопатой. В 1976 году на пятёрку защитил диплом в Иркутском училище искусств и отправился в Усть-Кут, чтобы открыть там художественную школу. Однако когда приехал - узнал, что здание будущей школы ещё не готово, и чтобы не терять времени даром, пошёл работать в мастерскую - как тогда говорили, выполнять художественные работы.

Василий Дьяков. Фото: АиФ / Эдгар Брюханенко

- Сначала бамовцы, которые занимались искусством как хобби, были разрозненными, каждый рисовал и снимал сам по себе, - рассказывает Василий Владимирович. - Но потом нас объединил художник Александр Ульянов. Он стал первым председателем нашего творческого клуба, который мы назвали по имени самой высокой точке на БАМе «Даван». С тех пор работаем и пишем летопись нашей дороги вместе - уже почти 40 лет.

Как говорит художник, «базировались» люди искусства в Усть-Куте, но писали весь западный участок магистрали - от станции Якурим до Северобайкальска, на машинах отправлялись в творческие командировки по посёлкам вдоль ещё не до конца проложенных путей. Там жили вместе с работягами и делали зарисовки об их трудных буднях и весёлых выходных.

- Мы ведь никакие не привилегированные, - смеётся художник. - Жили в общежитиях, все в куче. И хоть писали и стройку, и природу, главными на картинах всё равно оставались люди. Помню, однажды нам посчастливилось запечатлеть даже Героя Социалистического Труда Леонида Кузакова. Мы сделали хорошие портреты, каждый - как смог, но получилось отлично. Недавно Леонид приезжал к нам в Усть-Кут из Москвы. Увидел нас - обрадовался, всех обнял, говорит: «Я до сих пор дома храню ваши портреты». Это дорогого стоит.

   
   

БАМ… в Венгрии

Сколько картин и фотоснимков было создано «давановцами» за время стройки, Василий Дьяков никогда не считал, но говорит, что уж точно больше тысячи. На выставках строителям БАМа показывали сразу по сотне свежих работ. Кстати, первую большую выставку художники «Давана» сделали в 1978 год у в Усть-Куте.

- Мы назвали её «Трудные дороги БАМа», - рассказывает Василий Владимирович. - Нам невероятно сильно хотелось выставиться. Помню, я говорил своему другу Алексею Ломанову: «Лёша, снимай! Хоть на чёрно-белый «Зенит» снимай. Будем делать выставку».

БАМ стал вдохновением для многих людей.  Фото: АиФ / Эдгар Брюханенко

После первого большого показа картин и снимков начались выставки поменьше, но от этого не менее важные. Свои работы «давановцы» привозили во все посёлки до Северобайкальска. Выставки организовывали, где придётся: в маленьких клубиках, библиотеках, даже в столовых.

К слову, великую стройку на полотнах тогда видели не только сами бамовцы. Василий Дьяков вспоминает, что художники «ловили момент» и отправляли картины и фотографии за тысячи километров от тех мест, где они были сделаны. Так, выставки объехали Москву, Кишинёв, Красноярск, Братск, Краснодар. Побывали в Монголии и Венгрии. Был даже специальный курьер, который отвозил работы «за тридевять земель».

И на холсте, и в памяти

Василий Владимирович рассказывает, что у него есть любимая картина тех времён:

- Мы переезжали хребет Даван, и пейзаж, который нам открылся, поразил меня своей красотой и свежестью. Представьте: только-только выпал снежок, всё вокруг белым-бело, но кое-где ещё проглядывает яркая рябина. И речка течёт, ещё не замёрзшая. Меня так вдохновил этот вид, что я его написал. Пейзаж сохранился и на холсте, и в памяти. Я назвал его «Перевал Даван».

Любимую картину художник повесил у себя дома. Но большинство полотен и снимков «давановцев», практически весь их архив, хранится сейчас в Усть-Кутском историческом музее, который, кстати, организовал для своих подопечных экспедицию. В июне фотографы и художники, когда-то объездившие весь запад БАМа с камерами и карандашами, вновь поедут по памятным местам - рисовать и снимать.

- Не могу передать словами ощущения, которые испытываю, понимая, что вскоре снова увижу те места. Каждый уголок там родной - всё это мы рисовали. Глаза всё запоминают: каждый штрих, каждое лицо - в памяти, - делится впечатлениями художник. - К тому же, экспедиция - ещё одно доказательство, что наш клуб, наш «Даван» будет жив, пока мы живы. До сих пор берегу всех художников и фотографов, которые у нас есть. Теперь мы и молодых ставим на эти рельсы. Они, скорее всего, поедут в путешествие вместе с нами, пополнять архив нашей железной дороги.

Кстати, тот архив, который обычно называют летописью БАМа, Василий Владимирович называет «летописью души» и признаётся, что все написанные картины связывают его с магистралью:

- Полжизни мы отдали дороге, и иногда это кажется странным: ты ничего не копал, рельсы не клал, но всё равно участник такой великой стройки.