Стройка века. Байкало-Амурская магистраль в цифрах и фактах

Железную дорогу наравне с мужчинами строили прекрасные женщины. © / Эдгар Брюханенко / Из личного архива

Исполнилось ровно 40 лет с выхода постановления советских властей «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». И хотя работы на месте будущей дороги начались гораздо раньше, именно эта дата стала официальной точкой отсчёта.    
   

«АиФ-Иркутск» подготовил подборку интересных фактов о «стройке века».

Русский размах

Магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира, её длина - 4287 км. Из них более 1000 километров -  почти четверть пути - проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности. Магистраль пересекает 7 горных хребтов и 11 крупных рек.

На стройку приезжали не по «разнарядке», а по «зову сердца». Фото: Из личного архива / Эдгар Брюханенко

Знаковое место БАМа - Северомуйский тоннель. Его протяжённость - аж 15 343 метра. Уникальное сооружение входит в число самых длинных на планете, а по сложности условий строительства и вовсе не имеет равных. Подземные воды, вечная мерзлота, тектонические разломы и прочие «сюрпризы» затормозили создание этого тоннеля на четверть века. Всего на трассе пробито 10 тоннелей и построено 2230 мостов.

Страшно и интересно

Самым опасным участком магистрали долгое время считался Чёртов мост. По нему поезда передвигались, пока не был построен Северомуйский тоннель. Железнодорожным составам приходилось резко набирать высоту (до 40 м. подъёма на километр пути) и лавировать между сопками по высокому виадуку, рискуя попасть под лавину.

Строительные технологии по меркам того времени были самые передовые. Фото: Из личного архива / Эдгар Брюханенко

Если вы проедете БАМ от начала до конца, то встретите на своём пути 200 железнодорожных станций и разъездов, 60 городов и посёлков. Путешествуя по магистрали, можно открыть для себя очень интересные географические названия. Например, Пони, Оунэ, Джигдаси, Кото, Имбо, Токи, Этыркэн (он же - Этеркан, Этэркан, Этыркан).    
   

Стратегический запас

Стройка века оказалась чрезвычайно затратной. Её стоимость составила 17,7 млрд рублей (в ценах 1991 года) и в 4 раза превзошла ожидания. И если в девяностые шло массовое «развенчание» БАМа, то в наши дни больше говорят о перспективах магистрали. Так, разведанные запасы одного только Удоканского месторождения - 25 миллионов тонн медной руды. Эти природные запасы станут доступны с запуском второй линии БАМа. Месторождение входит в число крупнейших на планете. Столь же уникальны расположенные вдоль трассы запасы редкоземельных металлов и коксуюшегося угля.

На ударной стройке проводились соцсоревнования. Победителям доставался почет и всеобщее уважение.  Фото: Из личного архива / Эдгар Брюханенко

От священников до комсомольцев

Первыми строителями магистрали стали несколько сотен тысяч заключённых. В 1937 году по линии будущей железной дороги было созданы 7 лагерей. Среди строителей «первой волны» оказались очень известные личности - например, религиозный философ и богослов Павел Флоренский и писательница начала прошлого века Анастасия Цветаева (родная сестра поэтессы Марины Цветаевой).

Братская ГЭС - настоящий памятник всем строителям БАМа.  Фото: Из личного архива / Эдгар Брюханенко

А спустя четыре с небольшим десятилетия строительство будущей дороги из наказания превратилось в награду. В 1974 году БАМ объявили комсомольской стройкой. Сотни тысяч молодых людей изъявили желание принять в ней участие. Конкурс в комсомольских отрядах доходил до 300 человек на одно место. В это время магистраль получила неофициальное название: «Трасса дружбы и братства»: её прокладывали люди 70 с лишним национальностей. Многие посёлки и станции строились одной республикой областью или городом. Например, столица БАМа Тында была «вотчиной» москвичей, а Северобайкальск - лениградцев.