Жизнь после БАМа. Что стало с городами и посёлками по «берегам» магистрали

«Первопроходцы» вновь покоряют Сибирь. © / Дарья Галеева / АиФ

- Внимание! На первом пути от перрона начинается посадка в праздничный эстафетный поезд Иркутск - Тында, посвящённый 40-летнему юбилею начала строительства Байкало-Амурской магистрали, - под вдохновляющую песню «БАМ - это счастливые рельсы» диктор на вокзале просит пассажиров специального состава пройти в вагоны.    
   

Забегая вперёд, скажу, что в самой Тынде во время видеоразговора с первопроходцами президент страны Владимир Путин объявит об официальном начале строительства БАМа-2, а первый назовёт не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Однако проезжая по посёлкам и городам вдоль магистрали, понимаешь, что тот вызов из семидесятых многие местные жители заново принимают каждый день.

БАМ - это не затерянная в тайге дорога, а магистраль, которая пересекает самые красивые места Восточной Сибири и Дальнего Востока. Фото: АиФ / Дарья Галеева

«Строй не тот»

Первым на пусти следования нас встречает Тайшет. Крупный транспортный узел на бумаге, небольшой малолюдный, но кишащий мошкой городок по факту. Несмотря на то, что в 1974 году западную часть магистрали начали тянуть от Усть-Кута, её нулевой километр «лежит» именно в Тайшете, поэтому местные причисляют себя к бамовцам. Прибытие эстафетного поезда для их города, где всё дышит только дорогой - большой праздник, так что о проблемах и трудностях они говорят «между делом» с неохотой.

- Я работала монтёром пути, на работу бежала, как на праздник, боялась на минутку опоздать. Жить было очень весело и хорошо. Лучше, чем сейчас. Мне пошёл 78 год, трудилась с самой школы, а заработала 10 тысяч пенсии. Все эти деньги уходят на лекарства, - делится жительница Тайшета Нина Петровна. Потом на минуту умолкает и неожиданно добавляет: «Но жить всё равно хорошо!».

Бамовцы встречали незнакомых порой ветеранов, как лучших друзей. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Усть-Кут, или по-железнодорожному, станция Лена. Её называют самым динамичным городом на БАМе, и это чувствуется. На площадь встречать поезд приходит гораздо меньше народа, чем на остальных станциях, но это не оттого, что людям не интересно, а оттого, что город живёт не только дорогой.

Между тем, местный краеведческий музей практически полностью «заточен» под магистраль. Среди экспонатов есть заявление от комсомолки Волковой, написанное от руки: «Прошу направить на Всесоюзную ударную стройку БАМа. За романтикой». Ветераны останавливаются у стенда и согласно кивают: «Ехали за туманом и за запахом тайги. А вот нынешняя молодёжь не поедет, но не из-за того, что она плохая, просто строй не тот».

Усть-Кутский музей - один из немногих в России «заточен» под магистраль. Фото: АиФ / Дарья Галеева

«А на это - нет бюджета»

Впрочем, некоторых тогдашних романтиков время всё же превратило в циников. Окончательно это стало понятно в Улькане. У вокзала в этом довольно крупном посёлке стоит огромная скульптура мускулистого мужчины с кудрявой бородой. Это грек, но ульканцы зовут его азербайджанцем: посёлок возводили жители этой дружественной тогда республики. Статуя серая, как и всё вокруг.

   
   
Несмотря на то, что в Улькане красуется мускулистый грек, строили посёлок не потомки афинян, а азербайджанцы и ребята из Украины. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Виктор Бочаров, председатель Союза первопроходцев-строителей БАМа, в начале 90-х был главой администрации Улькана. Говорит, что тогда здесь жили 11 тысяч человек, сейчас - 4,5 тысячи, и, скорее всего, это означает, что посёлок, как и многие другие, расположенные вдоль магистрали, обречён.

- Я не верю в то, что второе дыхание дороги может спасти их, потому что система управления государством совсем не та, что была раньше, - констатирует Виктор Бочаров. - В Улькане когда-то было 8 леспромхозов, заготавливали больше миллиона кубов леса, а сейчас всё развалилось, осталась только дорога…

Большинство мест на БАМе «узкие», то есть поезд может двигаться только по одному пути. Протяжённость однопутных рельсов 3,1 тыс. км из более чем 4 тысяч км всей магистрали. Фото: АиФ / Дарья Галеева

При этом сами ульканцы, которые не жалея здоровья, в 70-е годы строили железку, ездить по ней не могут. Большая часть населения посёлка - пожилые люди, которые получают 8-12 тысяч рублей пенсии, поэтому не могут позволить себе тратить большие деньги на билеты, чтобы съездить на отдых. До северного побережья Байкала и горячих источников рукой подать - всего 130 километров, но даже они остаются для бамовцев недоступными.

-  Раньше здесь ходили электрички Лена - Северобайкальск и Северобайкальск - Чара, а потом их отменили, - вздыхает бывший глава Улькана. - Мы обратились в правительство Иркутской области, и нам помогли: профинансировали пригородный рабочий поезд с Киренги до Кунермы. Но есть одно но: он доходит до границы с Бурятией и высаживает пассажиров. Как будто мы живём в другом государстве. Пробовали обращаться в правительство республики, но нам говорят, что на это нет бюджета.

Знаменитый «домик» - памятник первопроходцам-тоннельщикам стоит под Сереробайкальском. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Это наша с тобой… демография

На станции Кичера моросил по-осеннему холодный дождь, но это не помешало местным жителям устроить выставку на открытом воздухе - вынести на площадь ценные сердцу бамовские экспонаты. Заведующая музеем Анна Гавриловна говорит, что историю великой стройки в посёлке знает каждый первоклассник и, чтобы доказать свои слова, останавливает на улице первого попавшегося ребёнка.

- Мой дедушка был бамовцем, - сразу же начинает повествование кареглазая девочка лет девяти, которую Анна Гавриловна представляет Алёной. Школьница настолько много знает о дороге, что уже самостоятельно проводит экскурсии по музею.

В поездке ветераны не забывают о доме, общаются с родными по телефону. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Кичера - одна из самых уютных станций на магистрали: небольшие дома из красного кирпича, близко расположенные друг к другу, аккуратная школа, палатка с табличкой «Hotel Дремучий лес», поставленная прямо на площади - видно, что жители посёлка не лишены чувства юмора и иронии.

- Мне однажды предложили сертификат «на выезд» (социальная выплата на приобретение жилья в другом регионе, - прим. автора) из Кичеры, - рассказывает Анна Гавриловна. - Съездила, но вернулась обратно: здесь чистые воздух и вода, доброжелательный народ. Здесь я дома.

Тында - столица БАМа. Естетсвенно, 8 июля - в день юбилея - небо над ней осветил салют. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Хранительница музея вернула сертификат, но, как говорит замглавы местной администрации Оксана ГОФМАН, каждый год посёлок всё-таки покидают 40-50 человек. Учитывая, что население Кичеры составляют всего 1,5 тысячи жителей, отток приличный. Причина банальная: работать негде, предприятий было много, но почти все они закрылись. В сентябре ждут новых сокращений. Надежда только на модернизацию БАМа. Она, несомненно, потребует много рабочих рук.  

По берегам западного участка БАМа почти везде - горы. Фото: АиФ / Дарья Галеева

О демографической проблеме на магистрали говорили уже в Тынде, которую 40 лет назад окрестили столицей БАМа. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий ФРОЛОВ подчеркнул, что плотность населения по магистрали в некоторых местах настолько низкая, что на дороге попросту некому работать. Особенно на участке от станции Таксимо до Тынды. Но и в районе Усть-Кута, Тайшета, Нового Уояна ситуация едва ли намного лучше. Чтобы привлекать в посёлки и города рабочих и как-то развивать территорию, железнодорожники придумали строить специальное жильё. Так, новый дом впервые за последние 5 лет уже сдали в Новой Чаре, а до 2016 года построят ещё 9, притом несколько в Приангарье: в Усть-Илимске, Вихоревке, Усть-Куте и Тайшете.   

Дорога в Азию?

Те, кто ещё 5 лет называл БАМ дорогой в никуда, ошиблись. Сейчас это очевидно. Рынок переориентируется с Запада на Восток, и в этих условиях магистраль становится дорогой… в Азию. Как рассказал глава РЖД Владимир Якунин, расширение магистрали увеличит её пропускную способность как минимум на 55 миллионов тонн грузов, в том числе почти 40 миллионов – непосредственно с основных месторождений Восточного полигона. Если оценивать объём работ в деньгах, то только на этот год приходится 61,4 миллиарда рублей.

Во время телемоста с президентом пообщались не только ветераны БАМа и руководители РЖД, но и молодые ребята из Иркутска, которые уже строят вторые пути магистрали у станции Таксимо. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Всего же, по словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова, схема развития БАМа, рассчитанная до 2020 года, насчитывает 562 миллиарда рублей, из которых 302 млрд – деньги железнодорожников, 150 млрд – средства Фонда национального благосостояния и 110 млрд – поддержка федерального бюджета.

- Уже сейчас, только в начале второго этапа развития БАМа, мы понимаем, что этих средств недостаточно, чтобы воплотить все планы по освоению месторождений и перевозке грузов. Получается, что второй этап – не последний, а очередной. За ним последует третий.

Между тем, в истории уже появилась новая дата – 8 июля во время видеосвязи президент страны официально дал команду о начале строительства Второго БАМа. Торжественно, на глазах у всей страны на участке Таксимо - Лодья рабочие заложили серебряное звено – первую рельсу вторых путей однопутной пока ещё магистрали.

Команду строить Второй БАМ президент дал из своей резиденции в Московской области. Фото: АиФ / Дарья Галеева

- Расширение возможностей БАМа поможет закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы. Намечены большие средства, и это, на мой взгляд, должно вдохновлять ветеранов и показывать им, что они работали не зря, не напрасно. Они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который будет развиваться, - заключил президент.