Забегая вперёд, скажу, что в самой Тынде во время видеоразговора с первопроходцами президент страны Владимир Путин объявит об официальном начале строительства БАМа-2, а первый назовёт не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Однако проезжая по посёлкам и городам вдоль магистрали, понимаешь, что тот вызов из семидесятых многие местные жители заново принимают каждый день.
«Строй не тот»
- Я работала монтёром пути, на работу бежала, как на праздник, боялась на минутку опоздать. Жить было очень весело и хорошо. Лучше, чем сейчас. Мне пошёл 78 год, трудилась с самой школы, а заработала 10 тысяч пенсии. Все эти деньги уходят на лекарства, - делится жительница Тайшета Нина Петровна. Потом на минуту умолкает и неожиданно добавляет: «Но жить всё равно хорошо!».
Усть-Кут, или по-железнодорожному, станция Лена. Её называют самым динамичным городом на БАМе, и это чувствуется. На площадь встречать поезд приходит гораздо меньше народа, чем на остальных станциях, но это не оттого, что людям не интересно, а оттого, что город живёт не только дорогой.
Между тем, местный краеведческий музей практически полностью «заточен» под магистраль. Среди экспонатов есть заявление от комсомолки Волковой, написанное от руки: «Прошу направить на Всесоюзную ударную стройку БАМа. За романтикой». Ветераны останавливаются у стенда и согласно кивают: «Ехали за туманом и за запахом тайги. А вот нынешняя молодёжь не поедет, но не из-за того, что она плохая, просто строй не тот».
«А на это - нет бюджета»
Впрочем, некоторых тогдашних романтиков время всё же превратило в циников. Окончательно это стало понятно в Улькане. У вокзала в этом довольно крупном посёлке стоит огромная скульптура мускулистого мужчины с кудрявой бородой. Это грек, но ульканцы зовут его азербайджанцем: посёлок возводили жители этой дружественной тогда республики. Статуя серая, как и всё вокруг.
Виктор Бочаров, председатель Союза первопроходцев-строителей БАМа, в начале 90-х был главой администрации Улькана. Говорит, что тогда здесь жили 11 тысяч человек, сейчас - 4,5 тысячи, и, скорее всего, это означает, что посёлок, как и многие другие, расположенные вдоль магистрали, обречён.
- Я не верю в то, что второе дыхание дороги может спасти их, потому что система управления государством совсем не та, что была раньше, - констатирует Виктор Бочаров. - В Улькане когда-то было 8 леспромхозов, заготавливали больше миллиона кубов леса, а сейчас всё развалилось, осталась только дорога…
При этом сами ульканцы, которые не жалея здоровья, в 70-е годы строили железку, ездить по ней не могут. Большая часть населения посёлка - пожилые люди, которые получают 8-12 тысяч рублей пенсии, поэтому не могут позволить себе тратить большие деньги на билеты, чтобы съездить на отдых. До северного побережья Байкала и горячих источников рукой подать - всего 130 километров, но даже они остаются для бамовцев недоступными.
- Раньше здесь ходили электрички Лена - Северобайкальск и Северобайкальск - Чара, а потом их отменили, - вздыхает бывший глава Улькана. - Мы обратились в правительство Иркутской области, и нам помогли: профинансировали пригородный рабочий поезд с Киренги до Кунермы. Но есть одно но: он доходит до границы с Бурятией и высаживает пассажиров. Как будто мы живём в другом государстве. Пробовали обращаться в правительство республики, но нам говорят, что на это нет бюджета.
Это наша с тобой… демография
На станции Кичера моросил по-осеннему холодный дождь, но это не помешало местным жителям устроить выставку на открытом воздухе - вынести на площадь ценные сердцу бамовские экспонаты. Заведующая музеем Анна Гавриловна говорит, что историю великой стройки в посёлке знает каждый первоклассник и, чтобы доказать свои слова, останавливает на улице первого попавшегося ребёнка.
- Мой дедушка был бамовцем, - сразу же начинает повествование кареглазая девочка лет девяти, которую Анна Гавриловна представляет Алёной. Школьница настолько много знает о дороге, что уже самостоятельно проводит экскурсии по музею.
Кичера - одна из самых уютных станций на магистрали: небольшие дома из красного кирпича, близко расположенные друг к другу, аккуратная школа, палатка с табличкой «Hotel Дремучий лес», поставленная прямо на площади - видно, что жители посёлка не лишены чувства юмора и иронии.
- Мне однажды предложили сертификат «на выезд» (социальная выплата на приобретение жилья в другом регионе, - прим. автора) из Кичеры, - рассказывает Анна Гавриловна. - Съездила, но вернулась обратно: здесь чистые воздух и вода, доброжелательный народ. Здесь я дома.
Хранительница музея вернула сертификат, но, как говорит замглавы местной администрации Оксана ГОФМАН, каждый год посёлок всё-таки покидают 40-50 человек. Учитывая, что население Кичеры составляют всего 1,5 тысячи жителей, отток приличный. Причина банальная: работать негде, предприятий было много, но почти все они закрылись. В сентябре ждут новых сокращений. Надежда только на модернизацию БАМа. Она, несомненно, потребует много рабочих рук.
О демографической проблеме на магистрали говорили уже в Тынде, которую 40 лет назад окрестили столицей БАМа. Начальник Восточно-Сибирской железной дороги Василий ФРОЛОВ подчеркнул, что плотность населения по магистрали в некоторых местах настолько низкая, что на дороге попросту некому работать. Особенно на участке от станции Таксимо до Тынды. Но и в районе Усть-Кута, Тайшета, Нового Уояна ситуация едва ли намного лучше. Чтобы привлекать в посёлки и города рабочих и как-то развивать территорию, железнодорожники придумали строить специальное жильё. Так, новый дом впервые за последние 5 лет уже сдали в Новой Чаре, а до 2016 года построят ещё 9, притом несколько в Приангарье: в Усть-Илимске, Вихоревке, Усть-Куте и Тайшете.
Дорога в Азию?
Те, кто ещё 5 лет называл БАМ дорогой в никуда, ошиблись. Сейчас это очевидно. Рынок переориентируется с Запада на Восток, и в этих условиях магистраль становится дорогой… в Азию. Как рассказал глава РЖД Владимир Якунин, расширение магистрали увеличит её пропускную способность как минимум на 55 миллионов тонн грузов, в том числе почти 40 миллионов – непосредственно с основных месторождений Восточного полигона. Если оценивать объём работ в деньгах, то только на этот год приходится 61,4 миллиарда рублей.
Всего же, по словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова, схема развития БАМа, рассчитанная до 2020 года, насчитывает 562 миллиарда рублей, из которых 302 млрд – деньги железнодорожников, 150 млрд – средства Фонда национального благосостояния и 110 млрд – поддержка федерального бюджета.
- Уже сейчас, только в начале второго этапа развития БАМа, мы понимаем, что этих средств недостаточно, чтобы воплотить все планы по освоению месторождений и перевозке грузов. Получается, что второй этап – не последний, а очередной. За ним последует третий.
Между тем, в истории уже появилась новая дата – 8 июля во время видеосвязи президент страны официально дал команду о начале строительства Второго БАМа. Торжественно, на глазах у всей страны на участке Таксимо - Лодья рабочие заложили серебряное звено – первую рельсу вторых путей однопутной пока ещё магистрали.
- Расширение возможностей БАМа поможет закрепить за нашей страной статус мощной транспортной державы. Намечены большие средства, и это, на мой взгляд, должно вдохновлять ветеранов и показывать им, что они работали не зря, не напрасно. Они осуществили огромный, очень нужный для страны проект, который будет развиваться, - заключил президент.