Уже спустя несколько дней после схода мощного селя на Аршан, к восстановлению бурятского поселка подключились простые иркутяне. Призывы о сборе гуманитарной и материальной помощи распространились по социальным сетям, а особо неравнодушные решили отправиться в поселок и помочь жителям собственными руками.
По официальным данным, от селя пострадало 202 подворья: где-то разрушены приусадебные постройки, где-то снесены заборы. Селевые потоки смыли 21 дом, а 78 домов занесло илом.
Сегодня глядя на центральную улицу Аршана сложно сказать, что месяц назад она была сплошным мутным потоком воды. Новый асфальт чудом не поврежден, лишь кое-где видны покосившиеся дорожные знаки и покореженное ограждение.
Туристы уже прибывают, чтобы попить целебной воды и подышать горным воздухом, а местные жители уже машут на обочинах дороги табличками с надписями «жилье». Все магазины работают, перебоев с продуктами нет. Жить, как говорится, можно, разве что чувствуется запах ила и потревоженных наводнением выгребных ям. Приезжающие сюда впервые люди возможно и не заметят никаких разрушений от селя, если не решатся свернуть в разбегающиеся от главной улицы жилые кварталы.
Десять тысяч на все
Андрей и Юрий приехали в курортный поселок из Иркутска помогать своим родственникам. Оба разбираются в инженерных сетях и уже второй раз чинят развилку водопровода, ведущую воду на пострадавшие дома.
– Приезжаем каждые выходные и будем приезжать, пока не приведем здесь все в порядок, – говорит Юрий. – Первый раз приехали и починили водопровод, откопали трубы, соединили. Потом здесь администрация проводила работы со спецтехникой и восстановленный водопровод опять раскурочили. Пришлось второй раз нанимать людей, собирать коммуникации. Сейчас будем за свой счет делать какое-то ограждение.
Оба мужчины выражают обеспокоенность тем, что на федеральном уровне все еще не разработана комплексная программа по защите Аршана.
– Вы посмотрите, здесь все еще по улицам течет вода, - говорит Андрей, - Это конечно не потоп, но стоит пойти дождю и потоки ручьев многократно усиливаются. Как власти собираются защитить местных жителей, что для этого делается? По крайней мере, до самих жителей эта информация не доходит.
Из официального источника следует, что для помощи аршанцам уже выделено около 2 миллионов рублей, при этом идут постоянные благотворительные сборы. Согласно правительственному постановлению, за полностью уничтоженное жилье будет выплачена компенсация в 100 тысяч на каждого члена семьи. За частично повреждённые дома – 50 тысяч на каждого живущего. За повреждённые надворные постройки или забор – 10 тысяч. Однако далеко не все проживающие в пострадавшей части поселка люди получили эти выплаты.
«Мы не успели даже эти 10 тысяч рублей получить за надворные постройки, - говорит владелица пострадавшего дома Елена Петрова, - Ее в первую очередь выдавали семьям, в которых есть дети и тем, кто успел в первые после селя дни написать заявление. А о том, что мы можем претендовать на 100 тысяч и речи не было».
По словам женщины, после того, как произошла трагедия, в регион была направлена техника МЧС из Иркутска, но она работала на завалах центральной улицы и возле социальных объектов. Чтобы откопать свои дома, жителям пришлось платить по 2,5 тысячи рублей частникам, которые пригоняли в Аршан собственные экскаваторы и трактора, чтобы подзаработать.
Организованности нет
Денис Куренков |
Денис Куренков одним из первых отправился в Аршан добровольцем после трагедии.
– Дома в этой части поселка в основном были летние, без фундамента. Их строили, чтобы сдавать туристам. Думаю, что наиболее пострадавшие участки либо заново перестроят, либо продадут, ничего не потеряв. Земля здесь дорогая. Сразу после схода селя очень много местных уехало жить к своим родственникам в другие деревни. Так что те дома, которые все еще завалены – это скорее результат того, что их владельцы просто не занимались очисткой.
Денис считает, что точечные меры по расчистке не помогут обычным жителям. В первую очередь расчищаются улицы. Максимум администрация может вывозить ту пескогрязь, которую вычистят из домов их владельцы. Для помощи тем, кто не может сделать это самостоятельно очень нужны волонтеры, однако здесь все упирается в проблемы организации.
– Когда мы приехали, оперативный штаб распределил нас на коммерческий объект – рассказывает Денис. – Мы там немного поработали и поняли, что делаем совсем не то, что следует. После того, как вернулись с этим вопросом в штаб, оказалось, что существует целый список первоочередников – ветеранов войны, одиноких людей.
Со слов Дениса, для того, чтобы реально помочь нуждающимся аршанцам, требуются организаторы. В администрации поселка работают такие же пострадавшие люди, которые в первую очередь озабочены тем, чтобы привести в порядок свои участки, наладить личный турбизнес, так что заниматься сбором людей, их размещением, распределением и выявлением тех, кому нужно помогать, просто некому.
Оптимальным было бы объединение усилий администрации и волонтеров. Спецтехника бы убирала основные завалы, а молодежь добивала бы расчистку. Добровольцы, например, могли бы построить для поселка туалеты, которые сейчас в дефиците. Но для этого нужен совершенно другой уровень организации. В администрации Иркутска нам сообщили, что работа с волонтерами была проведена, и от местных организаций в зону бедствия отправили троих (!) человек.
- Сейчас лето и все наши ребята на отдыхе в лагерях. В основном мы занимаемся сбором гуманитарной помощи и отправкой в поселок. В данный момент жители охотно принимают бытовую химию, средства гигиены, а так же постельные принадлежности, - сообщила представитель пресс-службы городской администрации Екатерина Аристова.
Удивительно, но одежду, которую собрали иркутяне для пострадавших, аршанцы почти не разобрали. Хотя такие вещи для гуманитарной помощи собиралась новые или почти новые. Со слов Аристовой, большое количество одежды так и осталось невостребованной в Красном кресте.
Обстановка в Аршане лишь очередной раз проливает свет на нашу традиционную гражданскую безынициативность. Мы уже привыкли, что страшные наводнения и паводки происходят в стране чуть ли не каждый день. То Восток начинает тонуть, то Север плывет. Через пару месяцев жизнь в поселке окончательно «устаканится» и вряд ли все аршанцы сделают из трагедии нужные выводы. Кто-то продаст свой участок, который в цене уж точно не упадет, а кто-то другой на освободившемся месте построит новые летние дома без фундамента.
Кстати, подобное бедствие Аршан потерпел около 40 лет назад. Остатки снесенных построек до сих пор служат напоминанием о тогдашнем селе. Остается лишь надеяться, что события этого лета не позволят властям забыть о потенциальной опасности в этом регионе еще на 40 лет.