«Непопулярная» война. Как иркутяне сражались в Первой мировой?

На полях сражений Первой мировой погибло больше половины всех ушедших на фронт иркутян. © / Дарья Галеева / АиФ

В Советские времена Первую мировую войну окрестили империалистической, и она, как и всё царское, была совершенно, как говорят историки, непопулярной. За почти сто советских ей посвятили всего одну книгу, которая вышла в Москве в 1927 году, и содержала в себе лишь общие цифры и абстрактные факты.    
   

Однако в постперестроечное время интерес исследователей и обывателей к Первой мировой «проснулся»: потихоньку стала слетать пыль со старых фотографий и чудом сохранившихся документов, специалисты принялись по крупицам собирать данные о солдатах, боях, пленных, оружии, помощи тыла. Этот сбор продолжается и по сей день, но общая картина историкам уже ясна. Из самой непопулярной войны Первая мировая постепенно превращается в одну из самых загадочных и даже трендовых.

Научный сотрудник отдела истории Иркутского областного краеведческого музея Сергей Шуперт рассказал о том, какую роль в этой войне сыграла Иркутская область.

Пехота готовится к атаке. Осень 1914 г. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Ударили численностью

Иркутяне отличились с первых дней войны. Численностью. Из Иркутского военного округа, который охватывал тогда Якутию, Забайкальский край, Бурятию и Иркутскую область, на фронт отправились 11,5% от всех жителей. Исследователи называют эту цифру огромной – в других округах Сибири она была гораздо меньше. Причина таких масштабов проста – энтузиазм иркутян просто «зашкаливал», многие шли добровольцами.

С самого начала сибиряки показали себя прекрасными бойцами: прибыв в Варшаву, прямо с перрона они ударили в штыки и отбили наступление двух полноценных немецких дивизий. Потери врага едва не стали фатальными.

Форма русских солдат. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Наши солдаты начали с Варшавы, но воевали не только на северо-западе Восточного фронта. С 1915 года их «раскидали»  практически по всем фронтам: от Балтики и Румынии до Кавказа. Им даже удалось побороться за Францию на её территории.

По врагу иркутской гранатой

Во время Первой мировой войны наш край был абсолютно аграрным. Учитывая это, удивительно, насколько внушительным оказался вклад Иркутской области в помощь фронтовикам: только за время войны количество промышленных предприятий в регионе увеличилось в 8 раз! Главными «производственными точками» стали Иркутск, село Листвяничное (сейчас Листвянка), Байкальская паромная переправа и две тюрьмы: Иркутский тюремный замок и Александровский централ.

   
   
Стрелковое оружие. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Там стали производить обмундирование, подковы и даже боеприпасы, в частности гранаты и снаряды для бомбомётов. Притом масштаб поражает: одних ручных гранат в тылу сделали больше 82,5 тысяч штук. А шинелей и вовсе свыше 900 тысяч.

Деньги из кружки

Чтобы собрать для фронта деньги, не стали изобретать велосипед. Способ был донельзя прост: по улицам ходили специальные люди со специальной кружкой, куда каждый мог бросить, «сколько не жалко». Иркутяне показали себя очень неравнодушными: один из первых же уличных сборов принёс 2,5 тысячи рублей. По тем временам – огромная сумма.

Нарукавная повязка сестры милосердия, 1916 г. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Не оставались в стороне и те, кого мы сейчас называем благотворителями. Один только иркутский купец  Второв сразу же после объявления войны пожертвовал для фронта баснословную сумму в 100 тысяч рублей.   

Неоценимой оказалась помощь врачей столицы Приангарья: вместе с сибирскими частями на поля боя отправился Иркутский военный госпиталь. Его здание, кстати, сохранилось по сей день: когда-то в нём нашли повязку сестры милосердия, изготовленную в 1916 году. Сейчас её можно увидеть в краеведческом музее.

Погоны и знаки. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Оружейные гении

Особо отличившимся бойцам вручали ордена, которые называли «солдатскими Георгиями», но некоторым воинам удалось получить ещё более высокие награды. Среди ни – иркутянин Константин Вилисов – оружейный мастер. За Служение Отечеству он получил серебряные солонку и кувшинчик из рук самой вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Немногих простых солдат жаловали такими монаршими наградами. Кстати, брат Константина Анатолий вернулся в Иркутск с военным орденом, но потерял в боях ногу.

Знамена 26 и 28 Восточно-Сибирского стрелкового полка. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Кстати:
Подробнее узнать о войне, увидеть форму солдат, оружие того времени, своими глазами прочитать военные документы и рассмотреть знамёна и ордена можно на выставке «Испепеляющие годы», которая проходит в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея до 15 сентября.
Ходят легенды и о виртуозном пулемётчике из Иркутска по фамилии Александров, который умудрялся выдвигаться вместе с солдатами, несмотря на то, что при нём всегда был его тяжеленный станковый пулемёт «Максим». Иногда бравый солдат даже вырывался вперёд, чтобы скашивать пехоту противника. У него получалось занимать, казалось бы, крайне невыгодные позиции, чтобы контролировать поле боя. Позже это будет возможно только с ручными пулемётами. Их в Первую мировую практически не было, они только-только начинали появляться.

«Дорогая Марта, здесь нам очень хорошо…»

Военнопленных немцев, австрийцев и венгров оставляли вдоль всего Транссиба, Приангарье не стало исключением: под Иркутском на станциях Иннокентьевская и Батарейная было два крупных лагеря для пойманных врагов. Это был так называемый Заиркутный городок. Ещё один лагерь расположили в Нижнеудинске. 

Лупикин Е.Д. Подпоручик 19-го Сибирского полка, выпускник Иркутского училища, 1911 г. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Надо сказать, что пленным в Сибири жилось очень хорошо: они свободно ходили в лес, безнадзорно - в город, покупали всё, что им вздумается, и вызывали этим огромное возмущение местных жителей. Естественно, пленники работали. За свой труд получали деньги, часть из которых шла им на счёт, часть – на развитие быта. К тому же, через Красный крест они получали подарки и отправляли письма.

До наших дней дошёл перевод такого письма, написанного немцем на родину: «Дорогая Марта, не верь тому, что тебе рассказывают о нашей жизни в этой далёкой холодной Сибири. Здесь нам очень хорошо. Русские - богатые люди: каждый день нам дают полбуханки белого хлеба, раз в день – суп и мясо, два раза каша, чай и сахар. Поверь, не многие живущие на Родине имеют такой обед».

Иннокентьевский гарнизон. Военнопленные-пекари за выпечкой хлеба. 17 августа 1916 г. Фото: АиФ / Дарья Галеева

Письмо датировано 1916 годом, тогда в России уже начинается голод, настоящая гуманитарная катастрофа – достать практически ничего невозможно. В Германии и вовсе – встречаются случаи людоедства, но пленные немцы чувствуют себя в Сибири, как на курорте.

Безымянные герои

Историки говорят, что в боях войны погибли больше половины всех ушедших на фронт иркутян. Сложно себе представить, но потери до сих пор считают. Правда, точное число погибших вряд ли удастся узнать. Сразу после Первой мировой началась Гражданская война, многие солдаты не вернулись на Родину из-за неё.

Смотрите также: