Почему такая вроде бы светлая перспектива защиты озера Байкал пугает и экономистов, и чиновников, и учёных разбиралась корреспондент «АиФ».
Медвежья услуга
Именно так областные власти уже назвали изменения в законе. Казалось бы, всё хорошо: документ запрещает на берегах священного озера практически любое строительство и реконструкцию зданий. Проблема лишь в том, что охраняемая зона, где такие работы запрещены, охватила едва ли не две трети нашей не самой маленькой области.
Эксперты уже высказываются, что такие ограничения - настоящий удар по экономике: чтобы построить новую больницу или положить асфальт в Иркутске, Ангарске и даже Черемхово, нужно будет проводить специальные экологические экспертизы.
- Наш город удалён от Байкала на 230 километров, и смешно представить, что обычный жилой дом здесь как-то может навредить состоянию озера. Тем не менее по закону мы будем обязаны при строительстве проводить в Москве экологическую экспертизу, механизмы которой до сих пор не определены, - говорит заместитель мэра Черемхово по вопросам ЖКХ Евгений Серёдкин. - При этом в городе сейчас идёт активная застройка, чтобы массово переселить людей из аварийного жилья. С вводом новых правил мы просто рискуем заморозить эту стройку и не получить средства на будущий год. Это значит, что люди, десятилетиями ждавшие переселения, могут снова остаться за бортом.
Стройку одного из детсадов в шахтёрском городке уже заморозили из-за того, что на неё нет разрешения столичных экологов.
У семи нянек…
Не одобряют скандальный закон и сибирские учёные.
- Конечно, можно расширить охраняемую зону вокруг Байкала хоть до Москвы, но вряд ли это скажется на чистоте озера, - считает директор Лимнологического института СО РАН Михаил Грачёв. - Даже Иркутск, расположенный сравнительно недалеко от озера, не влияет на его экологическое состояние, уже не говоря о более отдалённых городах.
При этом, уверен академик, в погоне за количеством забывают о качестве и есть масса примеров того, как природоохранные законы оказываются бесполезными. Он рассказывает, что буквально месяц назад сотрудники института побывали на очистных сооружениях в Слюдянке и обнаружили в сточных водах кишечную палочку. Учёные обратились в контролирующие органы, но когда после месяца ожиданий приехала проверка, все нарушения уже были устранены. Похожая ситуация оказалась и в Северобайкальске, где из-за стоков в озеро «зацвёл» весь берег, а учёные оказались бессильны повлиять на ситуацию.
Тем временем власти Приангарья намерены потребовать пересмотра закона. Успеет ли ситуация в близких и далёких окрестностях Байкала дойти до абсурда - сейчас можно лишь предполагать.