Вторую неделю подряд жителям Иркутска, а так же ряда городов и поселков Иркутской области приходится дышать гарью и дымом. Примечательно, что о происхождении смога, несмотря на усилия СМИ, которые рассказывают о проблеме и её источнике подробно, догадываются далеко не все.
В нескольких крупных иркутских сообществах в соцсетях стали появляться вопросы пользователей. Устав дышать гарью, многие начали спрашивать у земляков, что же все-таки горит близ Иркутска. Ответы иркутяне публиковали самые разные: одни были уверены, что дым распространяется от лесных пожаров, другие предполагали, что виноваты печки частного сектора.
Специальный опрос, который АиФ-Иркутск провели среди пользователей сети ВКонтакте, показал, что около 30 процентов опрошенных слабо представляют масштабы бедствия и не могут дать точный ответ, где именно горит.
Проблема горящих торфяников в Иркутской области уже давно перекочевала в разряд нерешаемых. Горение начинается ранней весной и продолжается до снега. Зачастую возгорание начинается даже в нежаркую погоду. Торф быстро нагревается и вспыхивает. Температура горения в нижних слоях достигает 300 градусов. Если принять во внимание, что толщина этих слоев доходит до 5 метров, то нетрудно представить, какое количество гари такое природное «добро» может выдавать в атмосферу.
К горячей теме дымящих торфяников даже МЧС относится прохладно. За многие годы в технологии тушения таких пожаров мало что поменялось: как заливали поля водой в СССР, так и продолжают заливать. Однако для огромных залежей торфа проливка - все равно что мертвому припарка.
Мешает пожаротушению и пресловутый вопрос права собственности «дымящихся» земель. Дело в том, что владельцем почти всех «горячих» участков является государство. А земли у России много, и пара сотен выгоревших гектаров ей погоды точно не сделает. Зачем же увлажнять? Уж не для того ли, чтобы начать поднимать с колен сельское хозяйство?
В настоящее время сплошным бедствием для жителей Иркутской области стали горящие торфяники в Усольском районе близ сел Култук, Новожилкино и в Иркутском районе, где от дыма задыхается поселок Бурдаковка. Жителям этих поселений пожарные не могут предложить никакой альтернативы, возгорания стараются локализовать, но, как признаются сами сотрудники МЧС, по-настоящему помочь сможет только снежная зима.
В Бурдаковке горят торфяники на территориях Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. Землю институт арендует у государства. Из положенных для предупреждения возгораний мер - опашки земель и своевременного оводнения на время засушливых периодов - не делается ничего: нет финансирования. Вот и распространяется гарь на сотни километров вокруг.
«Вообще-то, для профилактики возгораний сейчас существует спецсредство - смачиватель СП-01. Это раствор, которым нужно проливать торфяные участки», - рассказала сотрудница пресс-службы регионального МЧС Светлана Щукина.
И, действительно, тушить торф смачивателем получается в 10 раз лучше, чем водой. Правда, цена его за 10000 кг составляет 90 000 рублей. Пустить такие средства по ветру (а точнее, по болоту) институт вряд ли отважится.
Жители областного центра на себе испытывают «ароматы» родных лесов. Погода в Прианагарье стоит безветренная и сухая, особенно концентрация дыма нарастает в утренние и вечерние часы, когда частицы гари вместе с паром создают плотный купол над городом.
В администрации Иркутска жалующих посылают в МЧС. В МЧС жителям разъясняют, что тут не только торф, тут и леса «попахивают», а потому советуют обращаться в Агентство лесного хозяйства. В свою очередь в Агентстве уверяют, что горит всего два участка леса: в Качугском и Ангарском лесничестве и на дыхании это не должно сказаться.
Что касается положенных в таких случаях замеров, то пока они не показывают превышения концентрации вредных веществ в воздухе. Потому и Роспотребнадзор Иркутской области тревогу не бьет, ограничившись лишь опубликованной на своем сайте памяткой «Как спастись от дыма». Правда, для кого полезна эта памятка? Думается, что каждый из нас и без нее уже давно не открывает дома форточки и ограничивает себя и своих домашних в прогулках.
Что делать, если вдруг гарь станет причиной резко ухудшающегося самочувствия, не знает ни администрация Иркутска, ни МЧС, ни какие-либо другие органы. Пожаловаться на смог некому. Пейте больше воды, ешьте фрукты и дышите через марлечку: развеять дым ни власть, ни погода не в силах. По крайней мере, иркутский Гидрометцентр еще не научился предсказывать зимы и толщину подходящего снежного покрова, а месяц октябрь, по прогнозам синоптиков, не будет холодным.
«В южных районах области ночные температуры будут держаться на показателях +1, -1 градус, а в северных -2,-1, что на целый градус теплее, чем среднем в это время, - прокомментировал начальник отдела агрометеорологических прогнозов Владимир Гонтарь. – Вполне возможен вынос южных масс, так что похолодание мы ждем только к 20 числам октября».
Кстати, метр марли в иркутских аптеках можно приобрести по цене от 17 рублей, медицинские маски на резинке в упаковке по 3 штуки хоть и дороже - 20 рублей, но удобны и сразу готовы к использованию.