В июле директор школы в небольшом посёлке Луговский Мамско-Чуйского района Гульсарья Сафонова записала смелое видеообращение к губернатору региона с просьбой построить новое здание школы. Ролик педагог опубликовала у себя в соцсетях, он быстро разошёлся по местным СМИ.
Школа в Луговском 1959 года постройки. Здание находится в предаварийном состоянии.
- Отопительная система забита и требует капитального ремонта, освещение слабое, что влияет на здоровье детей, рамы на окнах двойные деревянные, зимой температура в классах не превышает 15 градусов, а в некоторых помещениях - всего плюс 8. Приходится на свой страх и риск ставить обогреватели: проводка старая, может возникнуть возгорание, - жалуется директор.
Ноль реакции от властей
По сельским меркам здание школы огромное - 975 кв. м. В начале 60-х, в рассвет добычи слюды, в Луговском учились 400 детей, в нулевые - 150, теперь всего 29 человек. Плюс 16 - в детском саду, его присоединили к школе пять лет назад.
- Отток населения с севера очень большой, с каждым годом детей всё меньше, - сетует Гульсарья Нагимулловна. - Например, в сентябре у меня придут четверо первоклассников, и то один ещё под вопросом - родители подумывают переехать в Иркутск. Выпускник в 11 классе был нынче один, в девятом - три. Самый большой класс - на семь человек.
Как правило, все выпускники хорошо сдают ЕГЭ (ведь обучение у них индивидуальное, быть троечником просто невозможно) и поступают на бюджет в вузы. Естественно, получив образование, никто не возвращается в родной посёлок.
- А что здесь делать? Работы нет - никакой перспективы, - говорит Гульсарья Нагимулловна.
Педагогов в старенькую разваливающуюся школу тоже не заманишь. Сейчас в штате 14 учителей. Многие преподают по несколько предметов. Сама Гульсарья Нагимулловна, например, ведёт химию и географию.
- Вот представьте, у меня кабинет 60 квадратов, а сидит на уроке в нём один человек, площади используются неэффективно. На отопление, электроснабжение, содержание в год уходит свыше 3,5 млн рублей из районного бюджета, - рассказывает директор. - Мы собрали все документы для включения здания в программу капремонта образовательных учреждений и даже вошли в неё. Но изначально обсуждалось,что «откапиталят» только часть помещений и сделают перепланировку под малокомплектную школу. Но оказалось, что так нельзя - нужно ремонтировать всё здание целиком.
Совершенно очевидно, что делать это нецелесообразно. Гораздо проще построить в посёлке новую малокомплектную школу-сад, о чём и просит директор.
Удивительно, но никакой реакции от властей на обращение до сих пор не последовало.
- Даже никто не поругал, - смеётся Гульсарья Нагимулловна в беседе с корреспондентом «АиФ в ВС» и добавляет: «Мне терять нечего. Я 20 лет возглавляю школу. Увольнения или каких других последствий не боюсь, поэтому и не замалчиваю проблему. К сожалению, никому до нас дела нет».
Не должны дети учиться в таких условиях
Самое печальное в том, что таких предаварийных школ, как Луговская, в регионе не одна и не две. К примеру, в селе Шара-Тогот Чернорудская школа отметила уже 160-летний юбилей. Она располагается в нескольких деревянных зданиях, которые на ладан дышат. Построить в селе новую школу-детсад обещают давно, последней датой начала строительства значился 2020 год. Но на дворе 2021-й, и дети вновь пойдут 1 сентября в свою старенькую школу. Власти утешают: объект включён в рейтинг муниципальных образований, на территории которых планируется возвести новые школы, но только теперь уже не уточняют дату, когда ждать начала работ.
В пресловутый рейтинг вошла и Усть-Кутская школа № 7, которую в прошлом году высмеял комик Азамат Мусагалиев в шоу «Однажды в России». Это первая БАМовская школа, она была построена в 1977 году как ременное сооружение, однако служит до сих пор. В 1989-м к зданию сделали трёхэтажную каменную пристройку. В ней, собственно, сейчас и учатся дети. Один деревянный корпус закрыт полностью как аварийный, во втором действуют столовая и спортивный зал.
Эпопея со строительством новой школы длится уже 15 лет. После того как Усть-Кут прогремел на всю страну, власти пообещали, что при самом оптимистичном раскладе возводить образовательное учреждение начнут в 2022 году.
Действующая школа села Капсал Эхирит-Булагатского района располагается в двухэтажном доме купца Хадеева 1865 (!) года постройки. Ремонтировать это здание уже практически бесполезно: полы прогнили, стены прохудились, из окон дует. Старенький бойлер, с помощью которого отапливают школу, постоянно выходит из строя.
По информации министерства образования Иркутской области, в регионе сейчас 15 школ находятся совсем в ветхом состоянии. Учитывая, что всего у нас около 900 школ, эта цифра вроде бы небольшая. Справедливости ради надо сказать, что в последние годы строится очень много новых школ, например, сейчас одномоментно возводят 19. Но это всё равно не снимает проблему. Она будет такой же острой, даже если на всю область останется одна аварийная школа, которая размещается в здании позапрошлого века. Ну не должны дети учиться в таких условиях!
Комментарий
Елена Зубун, руководитель регионального исполкома ОНФ в Иркутской области:
- Мы уже второй год занимаемся анализом обращений, поступивших на прямую линию с президентом, и видим ряд ситуаций, где требуется реакция органов власти на проблему ветхого состояния школ в Иркутской области. В большей степени проблема актуальна для сельских территорий. Так, например, в прошлом году поступили жалобы на состояние школы в селе Харбатово Качугского района. Зданию школы более ста лет. Капитального ремонта там не было никогда. Котельная работает на полную мощность, но зимой в классах всё равно холодно. Похожая ситуация в селе Новостройка Черемховского района. Здесь также старое здание - более 80 лет, протекает крыша и трескается штукатурка.
Крупные города региона в большей степени сталкиваются с аварийными состояниями школ, а не ветхостью. Яркий пример - школа № 19 в Иркутске, которую в своё время пришлось снести и построить на её месте новую, современную. А в 5-й школе города Братска необходимо провести обследование на предмет безопасности нахождения в здании из-за поражения стен грибком.
В настоящее время очевидно, что муниципалитеты, да и многие регионы собственными силами справиться с проблемой ветхих школ не смогут. Поэтому и было принято решение о необходимости планового подхода в этой части. Сейчас важно провести реальную оценку состояния школ - там, где требуется новое строительство, нужно его планировать, а не заворачивать здание в красивую обёртку без кардинального изменения ситуации.
При проведении капитальных ремонтов важно обеспечить соблюдение современных требований по инженерному обеспечению зданий, обеспечению безопасности, иначе мы не получим реальных и ощутимых изменений.
Кстати
По словам специалистов управления Роспотребнадзора по Иркутской области, при проверке старых школ основные замечания у комиссии возникают к оснащению пищеблоков, наличию водоотведения и водоснабжения в здании. В течение года учебные учреждения получают предписания от ведомства, а ближе к 1 сентября надзорный орган подводит итоги, все ли замечания устранены. Часто школы, в которых выявлены нарушения, всё равно допускаются к работе, потому что не могут в одночасье провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.