Бои командира Ерохина. История иркутского летчика, освободившего Ленинград

В послужном списке иркутского лётчика фронтовика Василия Ерохина - участие в прорыве блокады Ленинграда , Любаньской, Новгородсколужской и других боевых операциях. 195 ночных боевых вылетов в годы войны.

   
   

Боевое крещение выпускник лётного училища им. Чкалова Василий Ерохин принял в августе 1942 года в составе 844-го транспортного авиационного полка 14-й воздушной армии Волховского фронта. Фашисты рвались к Ленинграду. В междуречье Волхова и Луги врагу покоя не давали партизанские отряды, и Гитлер приказал любым путём их уничтожить, в первую очередь перекрыть все доступы, лишить продовольствия, медикаментов и боеприпасов.

«Падаем!»

Десятки раз экипаж Ерохина вылетал в глубокий тыл немцев, под их носом сбрасывал груз и незаметно возвращался на базу. Но однажды… Маневренный Р-5, взмыв в воздух, взял курс в заданном направлении и вскоре растворился в ночном небе. Через полтора часа внизу засветились огоньки - это партизаны подавали сигналы. И тут по самолёту открыли ураганный огонь из зениток. Фашисты всё же выследили смельчака, луч прожектора нащупал нос Р-5, ослепив пилота ярким светом. В крутом пике и на большой скорости, отчего даже расчалки крыльев задрожали, пилот повёл машину прямо на зенитки. Немцы в страхе бросились в разные стороны. На малой высоте он вывел машину из пике и бреющим полётом над болотами вышел из-под обстрелов.

В очередном полёте Василий потерял близкого друга. Немцы засекли машину в ночном небе. Ослеплённый огненными вспышками, Ерохин крикнул стрелку-радисту: «Ничего не вижу, ухожу вслепую. Падаем!». И тут же взрывная волна выбросила его из кабины, а самолёт врезался в железнодорожную станцию. Лучший боевой друг и стрелок погиб, лётчика Бог миловал. С тяжёлым ранением Ерохин попал в госпиталь и долго лечился. Вернувшись в строй, продолжил боевые ночные вылеты под Ленинградом. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана.

В победном мае 1945-го старшего лейтенанта Ерохина, в послужном списке которого 998 часов в воздухе, назначили старшим лётчиком истребительно-авиационного полка. Демобилизовался наш земляк 10 сентября 1946 года. В кармане лежала согревающая душу характеристика командования, в которой чёрным по белому написано: «Должности лётчика соответствует».

Штурвал из рук не выпускал

   
   

После войны житейских проблем выше головы, семья большая, делили одни валенки на девять человек. Но жили дружно, помогали друг другу во всём. В апреле 1947-го Василий пришёл в Восточно-Сибирское управление гражданской авиации с предложением: «Готов летать на любом типе самолётов».

Так началась новая, почти 30-летняя эпопея мирных полётов Василия Ерохина в иркутском небе. Он освоил девять типов воздушных судов, облетел вдоль и поперёк всё Приангарье, тушил с воздуха пожары, доставлял больных из глубинки в город, возил пассажиров и разный груз в Качуг, Карам, Казачинск и самые отдалённые районы, куда только самолётом можно долететь.

Фронтовые раны дали о себе знать, в 1975 году Ерохин скончался. Ему было всего 57 лет. Его дело продолжили сыновья и ученики. Василий Касьянович подготовил более 200 лётчиков, многие из которых потом управляли большими лайнерами. Один из учеников, известный писатель, политик, почётный гражданин Иркутска Валерий Хайрюзов вспоминает:

- В авиацию я попал в период её наивысшего расцвета. В то время лётчиков боготворили. Думаю, прежде всего за дело. Наш командир эскадрильи Василий Касьянович Ерохин был добрым и отзывчивым человеком. Ну кто его просил после утомительных часов полёта отвозить меня, тогда ещё второго пилота, на своей «Победе» из аэропорта в Жилкино? Добираться туда было непросто, с пересадками на автобусе. А он, не заезжая домой, вёз меня. Самое большое, что я мог, - сказать ему «спасибо». Он в ответ лишь улыбался: «Мы ж одна семья». Летать с такими командирами считали за честь многие мои коллеги. Так сложилось, что со мной вторым пилотом летал сын Василия Касьяновича Валерий Ерохин.

Вскоре династию пилотов Ерохиных пополнил ещё один сын, Владимир. Он, как и отец, летал под обстрелом зенитных ракет, но только в Афганистане.