Первый этап «генеральной уборки» акватории Охотского моря закончен. По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина водолазы обследовали затонувшие корабельные суда, ранее принадлежавшие военным и рыбакам. Проблемой очистки бухты премьер-министр озадачился во время своего летнего визита в Магадан. Он отметил, что остовы представляют потенциальную экологическую опасность и портят вид на красивейшую бухту Охотского побережья.
Надо ли поднимать суда?
Однако есть и те, кто считает, что старые корабли придают местности определённый шарм. В основном это туристы и любители подводной фотографии. Экологи же давно бьют тревогу.
Чтобы определить, в каком сейчас состоянии затонувшие корпуса плавсредств и как они располагаются на грунте, в бухте Нагаева неделю работали специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Тихоокеанского флота. На Колыму прибыл спасательный буксир СБ-521. Как сообщает Росморречфлот, по официальным данным, на дне покоится 21 объект, 12 из которых находятся в границах акватории морского порта Магадан.
Пароход, траулер и подводные лодки
Внимание дайверов привлекли корпуса трёх дизельных подводных лодок, списанных в советское время. Ещё два обнаруженных судна могли принадлежать Гидрографической службе Тихоокеанского флота. Подводники нашли и обследовали пароход «Профессор Моисеев». В 2003 году он был задержан пограничниками за незаконный промысел в Охотском море. Экипаж тогда отпустили, а сам корабль арестовали. Хозяин судна не появился. Пароход стоял у пирса, его частично разграбили, а в 2006 году он пошёл ко дну, предположительно, с полными трюмами ГСМ. Водолазы установили точные географические координаты места его затопления. Пароход перевёрнут и лежит на 20-метровой глубине кверху килем, накренившись на левый борт. На момент осмотра утечек ГСМ не обнаружили. Ещё в районе рыбного порта подводники наткнулись на рыболовный траулер длиной около 70 метров. На поисковых картах он не значился.
К слову, магаданские дайверы тоже не в восторге от столь живописных подводных картин. Собеседник «АиФ-Магадан» Андрей Н. поделился опытом из своей практики:
– За рубежом для развлечения туристов корабли затапливают специально. Предварительно они специальным образом подготавливаются, чтобы не вредить окружающей среде. К сожалению, наши подводные декорации, так скажем, естественные. Они не созданы намеренно, тем и опасны. На Охотском море существует движение водолазов, которые ратуют за экологию. Несколько раз в год мы устраиваем подводные субботники. К сожалению, крупный хлам со дна мы поднять не можем, но то, что бросают в воду люди -рыбацкие снасти или небольшой мусор, упавший с кораблей, это мы достаём. Каждый раз по несколько тонн.
Профессиональное обследование дна и кораблей завершено. Следующий этап – проведение судоподъёмных работ. Они должны начаться в 2021 году.