«Цунами» и чудом спасенные. Чем запомнился спасателям 2019 год?

Когда приходили спасатели, люди понимали, что не брошены. © / Байкальский поисково-спасательный отряд

Прошедший 2019 год можно смело назвать Годом спасателей. Работы у них выдалось как никогда много. Они трудились в Тулуне и Нижнеудинске с самого первого дня паводка – без сна и отдыха эвакуировали людей из зоны бедствия, вывозили имущество и домашних животных, доставляли гуманитарную помощь, продукты и питьевую воду населению.

   
   

А как только вода ушла, принялись расчищать дома, разбирать завалы в социальных учреждениях, а также под мостом федеральной трассы на реке Ия, собирали и утилизировали погибший скот, вычищали содержимое размороженных холодильных складов. В сухих цифрах отчёта о проделанной работе Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России всё это значится как одна аварийно-спасательная операция, о её масштабе говорит лишь число спасённых. Если обычно это 200-300 человек, то в этом году в 10 раз больше.

Не потоп, а цунами

Именно местные спасатели приняли главный удар стихии на себя, подкрепление из других регионов пришло чуть позже. Члены отряда признаются, что с паводком такой мощности столкнулись впервые, хотя уже работали во время наводнения в разных уголках страны – от Алтая до Дальнего Востока.

«Тулун отличился динамикой. Никто не ожидал такой мощи стихии. Если на Дальнем Востоке, в Киренске, в Забайкалье вода поднималась постепенно, у людей было время собраться и уйти, то здесь наводнение шло неконтролируемой волной, как цунами. Жители абсолютно не были готовы к такому удару. Сбегали из домов в панике, не успевали даже собак отцепить. В этом плане более организованными оказались деревенские жители», – говорит начальник отряда Семён Белокуров.

Накануне своего профессионального праздника, который вся страна отмечала за несколько дней до Нового года, байкальские спасатели вспоминали страшное лето – 2019. Сейчас их рассказы кажутся фильмом ужасов, но именно такие детали рисуют настоящую картину происходящего.

«Мы приехали в село Привольное ранним утром, на реке туман, плывут груды мусора. Взяли железную лодку у местных жителей, перекинули на неё свой мотор и поехали собирать людей. Сразу посадили человек десять – лодка перегружена, ты не знаешь ни русла, ни местности. Идём – вода рядом с бортом. Если маленько качнёт – сразу перевернёмся. А течение такой силы, что выплыть невозможно: ни защитный костюм, ни спасжилет не помогут в таком водовороте», – говорит спасатель первого класса Николай Рыбаченко. Больше всего ему запомнились бабушка с дедушкой, которые очень боялись эвакуироваться с крыши своего дома. Пришлось разбирать забор, строить для них мост. Как только старики были в лодке, их дом со страшным хрустом вырвало из фундамента и понесло по течению. Часто было и такое, что спасатели вывозили людей, возвращались на ту же улицу, а усадьбы, с которой только что забрали семью, уже не было.

«Мне по рации кричат: «Срочно сюда, здесь дети!» Хватаем лодку, тащим волоком. Сняли двух пацанов с крыши. Тут же парень бежит по дамбе, руками машет, показывает на магазинчик невзрачный. Выруливаем – а там за кованой решёткой две девочки-подростка в воде по грудь, синие уже. Забираем их, следом снимаем парня с дамбы. Пока добирались до берега, в лодке началась истерика», – рассказывает спасатель 3 класса Сергей Старовойтов.

   
   
На реке скопилось порядка 300 разбитых домов – это 3600 кубов мусора. Фото: Байкальский поисково-спасательный отряд

Его коллега Алексей Таскаев вспоминает женщину, которая ночью выплыла через окно дома в одной сорочке и чудом смогла забраться на крышу, откуда её, озябшую и испуганную, сняли спасатели. Но только плавсредство тронулось, его закинуло волной на крышу и пропороло один борт – к счастью, лопнул только верхний баллон, пассажиров успели доставить на берег.

Главное – начать что-то делать

А чего стоит уникальная аварийно-спасательная операция по разбору затора под мостом федеральной трассы, фото которого облетело всю страну и стало символом тулунского наводнения! На реке скопилось порядка 300 разбитых домов – это 3600 кубов мусора. Чтобы вывезти их, спасателям потребовалось десять дней.

«Завал на воде «живой». Как только массив начинал шевелиться, по команде все уходили на дежуривший рядом катер или поднимались на мост. Сначала немного переживали, осторожничали, но потом наловчились – и дело пошло. Работать надо было быстро, потому что торопила вода, уровень в реке падал, и груда мусора прессовалась ещё сильнее», – поясняет руководитель группировки, работавшей на мосту, Сергей Косотуров.

Тем временем другой отряд трудился в городе – расчищал дома, отводил воду, вывозил мусор. В большинстве случаев визит спасателей служил настоящей психотерапией для местных жителей. Люди были растеряны и раздавлены. Главное в такой ситуации – начать что-то делать. А тут спасатели пришли, помогли разгрести мебель, мусор. У пострадавших сразу появлялось чувство, что они не брошены, они оживали и сами начинали шевелиться.

Жители абсолютно не были готовы к такому мощному паводку. Сбегали из домов в панике, не успевали даже собак отцепить. Фото: Байкальский поисково-спасательный отряд

Кстати

Всего в минувшем году Байкальский поисково-спасательный отряд провёл 404 аварийно-спасательные работы. Помимо наводнения ещё одним серьёзным ЧП стала авиакатастрофа в соседней Бурятии, причём произошла она в дни паводка – 27 июня.

88 раз спасатели эвакуировали заблудившихся, травмированных, замёрзших туристов из разных точек региона. При этом лишь в двух случаях маршрут был зарегистрирован в МЧС.

29 раз спасатели отправлялись на помощь рыбакам и охотникам, выезжали на 31 происшествие на льду, 19 ДТП, проводили 22 водолазные работы.