«Делай сам». Как дачники Приангарья добиваются ремонта дорог в СНТ?

СНТ "Озерное" © / Анна Садовникова / АиФ

Дороги в садоводствах и на подъездах к ним сегодня оставляют желать лучшего. Узкие гравийки без обочин, изрытые ямами. По ним не хотят ходить автобусы, автомобилисты ездят с опаской за свои машины, а пешеходы вынуждены глотать пыль, идя прямо по проезжей части. Мы выяснили, как добиться ремонта и какие должны быть дороги в садоводствах.

   
   
СНТ "Дружба" Фото: АиФ/ Анна Садовникова

Как после бомбёжки

Марина Власова вместе с семьёй вот уже десять лет круглый год живёт в садоводстве «Багульник-2» под Иркутском. Всё это время дорога, ведущая в садоводство, не видела нормального ремонта. В сухую погоду она вся в ямах, будто после бомбёжки, пыль стоит столбом, а в дождь превращается в глиняное месиво. Женщине просто-напросто жалко свою машину. Кроме того, проезжая часть до безобразия узкая: две машины на ней расходятся с большим трудом, при этом совсем нет обочин - людям, у которых нет личных автомобилей, приходится идти к автобусной остановке прямо по проезжей части.

- Летом весь в пыли, в дождь - в грязи, пройти можно только в резиновых сапогах. До автобусной остановки совсем не близко, почти два километра. Ехать напрямую до нашего садоводства автобус отказывается, останавливается там, где ещё есть асфальт, - рассказывает соседка Марины Власовой пенсионерка Антонина Валерьевна. Она тоже живёт в СНТ круглый год и регулярно ездит на автобусе в город.

Действительно, несколько лет назад часть дороги заасфальтировали - почти 4 километра, ведущие из города к ближайшему СНТ «Озёрное». Именно там и решили сделать конечную остановку, потому что дальше идёт гравийка. Жители пожаловались в администрацию Иркутска и попросили продлить асфальт. Чиновники ответили, что дорога относится к нескольким садоводствам и чтобы добиться капремонта, нужно писать коллективную жалобу. Такую бумагу члены СНТ уже готовят, а пока же на проблемный участок лишь изредка выходит грейдер. Его работа заметна до первых осадков.

Без тротуаров и остановок

Похожая ситуация и в СНТ «Изумруд» Мельничной Пади. Там подъездная дорога чуть лучше, есть даже асфальт, но жители жалуются на все те же проблемы: узкая проезжая часть без обочин и тротуаров, нет обустроенных остановок - ни тебе козырька, ни лавочки. При этом условные остановочные пункты находятся очень далеко от въезда в СНТ.

СНТ "Багульник" Фото: АиФ/ Анна Садовникова

В самих садоводствах дороги жителей тоже не устраивают. Узкие, пыльные, с заросшими обочинами.

- Разъехаться на улице просто нереально. У нас недавно прямо на проезжей части встала пожарная машина - сломалась. И всё, все встали, потому что объехать тяжёлую технику уже невозможно, - рассказывает одна из дачниц Светлана М.    
   

У иркутянки Екатерины Михайловой участок тоже в Мельничной Пади. Её садоводство «Зелёный берег» совсем новое, в нём вместо дорог пока только направления. При этом люди там строят в основном капитальные дома и коттеджи, дач почти нет, по сути, это полноценный жилой посёлок. Каждый год собственники самостоятельно скидываются на отсыпку и грейдирование дорог, об асфальте и не мечтают.

- Если, например, на освещение улиц ещё реально собрать деньги (в этом году мы скидывались по 7 тысяч рублей с усадьбы), то на дорогу нужны совсем другие суммы. Про проезды внутри садоводства уже даже не говорим, нам бы хоть подъездную дорогу от трассы до ворот кооператива привести в порядок. Председатель сейчас ищет любые пути, чтобы войти в какие-нибудь госпрограммы, - рассказывает Екатерина.

Везёт особо настойчивым

К сожалению, такие жалобы звучат повсеместно, и в большинстве случаев в пустоту. Добиться результата удаётся только самым настойчивым.

- Мы в своём садоводстве добивались ремонта дорог несколько лет. Каждый год писали коллективные письма, приглашали журналистов, просили контролирующие органы проверить состояние проезжей части. Автобус сюда ездить отказывался, люди разбивали машины об ямы. В итоге подъезд к СНТ всё-таки сделали: бросили асфальт шириной три метра, без тротуаров, бордюров и прочего благоустройства. До остановки идти нужно прямо по проезжей части, а машины у нас тут порой носятся на бешеной скорости, - рассказывает председатель одного из садоводств в Уриковском муниципальном образовании Иркутского района Андрей Е.

Пересечение СНТ "Дружба" и деревни Ангара Фото: АиФ/ Анна Садовникова

По его словам, дороги в самом садоводстве у них также были в плачевном состоянии. Добивались от администрации ремонта, но ничего не вышло. Сами собрали средства и наняли грейдер - ямы засыпали щебнем и разровняли. Вот и весь ремонт.

А вот с тем, что дорога узкая, сделать ничего не получается. По нормативам, проезжая часть должна быть шириной не менее 7 метров, обочины обязательно отсыпаны щебнем, трава на них скошена. Так прописано в строительных СНиПах, на деле же, если дорога уже существует и сделана не по правилам, то переделать её практически нереально. Изменение параметров автомобильных дорог (расширение дороги и строительство обочин) относится к реконструкции, а это очень большие затраты. Садоводство такие деньги собрать не сможет, а администрация района реконструкцией не занимается.

В Иркутской области сегодня зарегистрировано 1 182 садоводческих и огороднических некоммерческих объединения граждан. Существует даже специальная региональная госпрограмма, по которой СНТ могут получить поддержку. Но её финансирование настолько маленькое, что помощь доходит до единиц. Так, в этом году на ремонт дорог предусмотрено 80 млн рублей. Их поделили между собой Иркутский, Шелеховский, Слюдянский, Нижнеудинский районы, а также город Усолье-Сибирское. Этих денег хватит на ремонт лишь 20 км дорог.

Также СНТ могут получить гранты на развитие внутренней инфраструктуры. Здесь весь бюджет 15 млн рублей. Для проектов по развитию электросетевого хозяйства отдельный конкурс. В этом году его победителями стали лишь три садоводства-счастливчика в Иркутском районе - им выделили 11,5 млн рублей.

Комментарий

Александр Богородский, начальник отдела охраны окружающей среды, экологической безопасности и дорожной деятельности КУМИ Иркутского района:

- Вопрос ремонта дорог в садоводствах очень актуальный для нашего района и региона в целом. Мы ежегодно подаём заявку в Министерство строительства и дорожного хозяйства на предоставление субсидии из областного бюджета на ремонт автомобильных дорог общего пользования.

В этом году это 10 участков протяжённостью 14 километров. 9 из них уже сданы, ещё один закончим в следующем году - сроки пришлось сместить из-за большого объёма работ.

Ремонт дорог сегодня осуществляется по федеральной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019-2024 годы. Существует также подпрограмма «Создание условий для развития садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ Иркутской области» на 2019 - 2024 годы. В неё может попасть любое СНТ, для этого нужно подать заявку, её рассмотрят на Координационном совете и примут решение. Конечно, все заявки мы не можем сразу взять в работу. Обычно основываемся на количестве жителей, проживающих на территории садоводства, а также на текущем состоянии дороги, количестве обращений граждан. Факторов много. Но вообще, на всех дорогах в районе, в том числе на подъездах к садоводствам, ежемесячно производится грейдирование.

Во время ремонта мы постоянно следим за работами, контролируем подрядчика. В приёмке готовой дороги участвуют местные депутаты, председатель и члены садоводства, также представители дорожных служб. Если есть замечания, обязуем подрядчика устранить их.

Любые работы имеют гарантийный срок, и жители всегда могут обратиться с жалобой в администрацию, если их что-то не устраивает при использовании дороги.

Кстати

По закону, регламентирующему дорожную деятельность, дороги, ведущие до садоводства, принадлежат органам муниципальной власти - районным, городским, поселковым. А вот дороги, расположенные на территории кооператива, являются имуществом общего пользования. Их ремонтом должны заниматься члены садоводства. Способ ремонта, сбор средств и контроль за выполненными работами, как правило, возлагается на председателя садоводства.