Отметивший 125-летие со дня спуска на воду ледокол «Ангара», который стоит сейчас в Иркутске, — своего рода энциклопедия бурного XX века. О буднях корабля в тылу Великой Отечественной войны читайте в материале irk.aif.ru.
Рулевые в юбках
Ледоколы «Ангара» и «Байкал» в конце XIX века построила знаменитая британская фирма Sir. W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd (Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко) по заказу Российской империи.
Они были нужны для устройства паромной железнодорожной переправы на Байкале: Транссибирская магистраль к этому времени подошла к озеру и с востока, и с запада, однако быстро «замкнуть кольцо» не получалось — мешал горный участок на юге «славного моря». Там, конечно, дорога строилась, но было понятно, что дело это не быстрое. А наладить железнодорожное сообщение — мероприятие стратегическое и отлагательств не требующее, ведь нужно было обеспечить связь с восточными рубежами России: и для развития экономики, и для защиты в случае претензий от соседних стран. Поэтому обустройство переправы было единственным выходом из положения.
В 1898 году на берег Байкала по железной дороге доставили части ледокола «Байкал», в 1899 — «Ангары». В 1899 и 1900 году соответственно корабли спустили на воду. Они перевозили пассажиров и грузы, соединяя два участка Транссиба. Особенно ценна была работа переправы в годы Русско-японской войны. Кстати, по иронии судьбы, военные корабли для японцев строили в Великобритании тогда же, когда и «байкальские» ледоколы — практически на соседних верфях.
К началу 1941 года ледокол «Ангара» верой и правдой отслужил уже сорок лет. В прошлом были и кровавые события Гражданской войны, когда белогвардейцы казнили прямо на палубе политических заключённых, и служба в составе Сибирской флотилии, когда ледокол помогал бороться с бандами, образовавшимися в годы разрухи.
Довелось «Ангаре» принять участие и в учебных военных манёврах, которые организовал Климент Ворошилов в 1936 году. Тогда за трое суток ледокол вместе с десятком других судов перебросил из порта Байкал в Танхой дивизию с полным вооружением, кавалерией, артиллерией и танками. Понятно, что судно давно требовало капремонта, — и в мае 1941-го проектное бюро Нижне-Амурского пароходства даже уже приступило к составлению документации. Однако планы пришлось отложить: началась Великая Отечественная война.
Капитаном ледокола тогда был Семён Иннокентьевич Марфин, однако в 1942 году его призвали в армию, и «Ангару» возглавил его первый помощник Георгий Васильевич Лазо. Тогда ему было всего 28 лет.
«Он, пожалуй, был самым молодым капитаном „Ангары“ за всю её историю, — писал в своём очерке об истории ледокола капитан Восточно-Сибирского речного пароходства, ветеран Военно-морского флота Виктор Вертянкин. — Невысокий, крепкий, по-флотски подтянутый капитан сразу приобрёл авторитет в экипаже. Среди пассажиров всё чаще стали встречаться призывники. С „Ангары“ тоже уходили на фронт. Заменяли их женщинами. Сначала брали матросами и кочегарами, потом масленщиками. Появились на „Ангаре“ и рулевые в юбках. Одна даже штурманом стала — Евдокия Гончарова».
Скидок на «слабый пол» не делалось, вахту девушки-матросы стояли так же, как мужчины, — четыре часа через восемь. Приходилось им несладко — участвовали вместе со всей командой в погрузке и разгрузке. Даже капитан в это время менял китель на робу и подставлял своё плечо. За два-три дня требовалось поместить на корабль 230 тонн угля и 250 тонн груза. Таким образом, за навигацию через плечи и руки команды проходило до сорока тысяч тонн.
Всё для Победы
Во время войны нагрузка на «Ангару» увеличилась в разы. В её начале ледокол перевозил эвакуированное население и призывников. А в ноябре 1941 года корабль доставил в Нижнеангарск оборудование и рабочих Очаковского консервного завода.
На Байкале увеличились заготовки рыбы, были построены дополнительные сейнеры, и «Ангара» участвовала в доставке необходимых для их строительства материалов на судоверфь имени Ярославского и в посёлки Шумилово и Заярск. В 1942 году была создана база активного лова в посёлке Клюевка, а на острове Ольхон открыли Маломорский рыбный завод и по всему озеру организовали пункты рыбной ловли. Раньше «Ангара» из-за частых туманов не ходила по той части Байкала. которую зовут Малым Морем, но с вводом всех этих объектов её маршрут изменили — и в каждый рейс, следуя из Нижнеангарска, ледокол причаливал к острову и грузил рыбу. В основном это был омуль. Загружались полностью оба трюма, а на палубе бочки с рыбой стояли аж в два ряда.
Как рассказали irk.aif.ru в Иркутском областном краеведческом музее, в годы войны «Ангаре» приходилось заниматься и перевозкой скота из посёлка Баргузин на баржах до Лиственничного. Также корабль участвовал в спасении потерпевших бедствие судов: была оказана помощь пароходам «Воронин», «Коммунист», «Байкал». А в декабре 1945 года ледоколу довелось доставить в Турку 300 пленных японцев для работы на лесозаготовках.
«Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Василием Петровичем Кубасовым, делала всё возможное и невозможное, чтобы изношенная техника не подвела, — отмечал Виктор Вертянкин. — Ходила „Ангара“ 40 лет без ремонта, говорил Кубасов, и ещё походит. Только Василий Петрович скромно умалчивал о том, сколько самоотверженного труда вложено в это „ещё походит“».
Усилиями команды ледокол благополучно доработал до конца навигации 1949 года и был поставлен на капремонт. Точнее, сначала на его ожидание: прежде потребовалось привести в порядок пришедший в негодность стапель. Корабль снова отправился в очередной рейс лишь в 1960 году.