Дорожных дел мастера. Кто строит транспортные артерии на севере Приангарья

Дорожная служба Казачинско-Ленского района в этом году празднует 95-летний юбилей вместе с самим районом. К сожалению, точную дату создания организации никто не знает, но историки-краеведы полагают, что это был июнь 1926 года.

   
   

Кстати, Иркутской области как административной единицы тогда ещё не было - Приангарье входило в огромный Сибирский край, занимавший территорию всего нынешнего Сибирского федерального округа.

Фото: администрация Казачинско-Ленского района Иркутской области

 

Ударим по ямам и ухабам всем колхозом

Сотрудник Государственного архива Иркутской области М.И. Титоренко, составлявший в конце 1980-х - начале 90-х годов историческую справку о предприятии, предположил, что изначально дорожными делами в районе ведал всего один человек.

«Точную дату образования Казачинско-Ленского районного дорожного отдела установить не удалось, - говорится в справке, - но, как правило, [в те годы] для руководства эксплуатацией, ремонтом и строительством дорог местного значения в штаты райисполкомов вводилась единица зав. районным дорожным отделом».

Десять лет спустя, в 1936-м, в штате Казачинско-Ленского РДО по-прежнему числился только один сотрудник. Как же он исполнял свои обязанности?

   
   

Тогда в каждом районе все дороги закрепляли за колхозами или сельсоветами, которые и должны были содержать дорожную сеть в порядке. Ремонт выполняли, как пишет Титоренко, «натуральным трудовым участием сельского населения» и «преимущественно ручным способом». Выделенных на дорожные работы людей объединяли в бригады, а при каждом сельсовете был дорожный уполномоченный.

Таким образом, главная функция заведующего районным дорожным отделом заключалась в том, чтобы определить бригадам фронт работ и проконтролировать их исполнение. Когда ты один на целый район - это немалая задача. Всё тот же М.И. Титоренко рассказывает, что в 1936 году планировалось организовать 15 дорожных бригад. Поэтому для помощи заведующему тогда собирались подготовить десятника.

Казачинско-Ленский дорожный отдел появится в архивных документах ещё один раз. В них упоминается, что на 1 ноября 1945 года в ведении РДО находилось 480 километров «естественных», то есть, выражаясь современным языком, грунтовых дорог (почти в два раза меньше, чем организация обслуживает сегодня).

После этого упоминаний о районном дорожном пункте не встречается аж до 1973 года. М.И. Титоренко в своей исторической справке отдельно подчеркнул, что организацию не затронуло постановление Совета министров РСФСР от 1965 года о том, что вместо районных дорожных отделов должны создаваться производственные дорожные управления.

Годы переименований

В 1973 году Казачинско-Ленский РДО ликвидировали приказом Иркутскоблдора и вместо него создали Казачинско-Ленский дорожный пункт при Усть-Кутском дорожном участке № 1034. Пункт обслуживал 70 км трассы областного значения Усть-Кут - Казачинское и районную дорогу общего пользования Ключи - Казачинское - Осиново. Конечно, тогда в штате организации был уже не один человек.

А в марте 1987 года дорожный пункт реорганизовали в Казачинско-Ленский дорожный ремонтно-строительный участок (ДРСУ). Изменилось не только название, но и место дислокации: организация переехала из Казачинского в Магистральный. В 87-м году в штате организации числились начальник участка, инженер, главный бухгалтер и «линейный персонал»: мастера и участковый механик. Дорожных рабочих мы в этом расписании не видим, вероятно, они числились в других организациях.

За последующие годы Казачинско-Ленский ДРСУ успел превратиться в дорожно-эксплуатационное управление в 1994 году, затем в Казачинско-Ленское государственное унитарное дорожно-эксплуатационное предприятие (ГУДЭП) в 1997-м году и, наконец, в 2000-м постановлением губернатора Бориса Говорина стал филиалом Дорожной службы Иркутской области. Такое название и сохранилось до сих пор.

В этот период произошло ещё два изменения, о которых стоит рассказать. Во-первых, сама ДСИО (а вместе с ней и Казачинско-Ленский филиал) в 2006 году из государственного унитарного предприятия превратилась в акционерное общество. Впрочем, 100% её акций принадлежит министерству имущественных отношений Иркутской области.

Во-вторых, в 2011 году к Казачинско-Ленскому филиалу ДСИО присоединили Киренский. Это можно назвать своеобразной рокировкой, потому что в 1926 году наоборот Казачинско-Ленский район (а значит и будущую дорожную службу) выделили из состава Киренского округа.

Фото: администрация Казачинско-Ленского района Иркутской области

 

За качество отвечаем

Такова, если не считать ещё одного переименования в 2017 году (из ОАО просто в Акционерное общество), история Казачинско-Ленского филиала Дорожной службы. А чем предприятие живёт сегодня? 

Сейчас в филиале трудятся 70 человек. Филиал «Казачинско-Ленский» выполняет работы по государственному контракту от 30.07.2019 г. № 02/433-19 «Выполнение работ по содержанию, устройству ледовых переправ и наплавных мостов, восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части покрытий переходного типа с добавлением материала, восстановлению верхних слоёв асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог общего пользования Жигаловского, Казачинско-Ленского, Катангского, Качугского, Киренского, Усть- Кутского районов, находящихся в государственной собственности Иркутской области».

В соответствии с этим госконтрактом филиал обслуживает 818,204 км автомобильных дорог, 53 тысячи погонных метров дорожного ограждения, 66 мостов и 6 переправ через реку Лена.

На Казачинско-Ленский район приходится 415,077 км автомобильных дорог (в том числе 91,567 км с асфальтобетонным покрытием, 195,541 км с переходным и 127,969 км грунтовки) и 52 моста.

В Киренском районе филиал ДСИО обслуживает 399,278 км автомобильных дорог (6,066 км с асфальтобетонным покрытием, 245,838 км с переходным, 142,951 км с грунтовым покрытием и ещё - 4,423 км зимних дорог и переправ по льду), а также 14 мостов. Дорожная служба Казачинско-Ленского района выполняет разнообразные виды работ.

Весной это:

  • противопаводковые мероприятия;
  • сброс снежных валов;
  • очистка от снега ближних к мосту водоотводных лотков и устройство траншей в снегу в зоне водоотводных лотков, мостов;
  • очистка водоотводных кюветов, подводящих к водопропускным трубам и мотам;
  • сколка льда, прорубка борозд для пропуска воды;
  • работы по открытию водопропускных труб, по очистке снега, льда и наносов входных и выходных оголовков, отводящих и подводящих русел труб, устройство канав на откосах земполотна над оголовками труб на высоту насыпи.

В летний период основные направления работы филиала таковы:

  • планировка автогрейдером: грунтовых обочин;
  • планировка проезжей части гравийных дорог автогрейдером (ремонтная планировка);
  • профилирование гравийных дорог автогрейдером;
  • механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами;
  • ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий;
  • ремонт мостов;
  • дробление древесно-кустарниковой растительности в щепу.

В осенне-зимний период:

  • очистка дорог и обочин от снега средними и тяжёлыми автогрейдерами;
  • очистка дорог и обочин от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины;
  • удаление снежного вала шнекороторными снегоочистителями на базе автомобиля;
  • распределение противогололёдных материалов комбинированной дорожной машиной;
  • очистка от снега и льда проезжей части и тротуаров моста вручную;
  • замена щитков дорожных знаков на стойках;
  • установка дорожных знаков бесфундаментных на металлических стойках.

- Вот уже 10 лет, как я руковожу филиалом, и вне зависимости от времени года все поставленные задачи мы выполняем качественно и в срок, - говорит директор Казачинско-Ленского филиала ДСИО Сергей Пономаренко. - Более того, помимо вышеперечисленного объёма работ на дорогах, принадлежащих области, филиал выполняет работы по муниципальным контрактам, по возможности оказываем услуги сторонним организациям, помогаем им техникой и строительными материалами (на балансе филиала стоят три карьера, в которых добывают полезные ископаемые).

Дорожная служба Казачинско-Ленского района существует уже почти век, за это время её сотрудники построили и привели в порядок бессчётные километры дорог, множество мостов и переправ. Так пожелаем же юбилярам успехов в их нелёгком труде, благодаря которому люди и грузы попадают по назначению.