Драка за кадры. Иркутские выпускники массово подались в инженеры

Выпускники школ выбирают на ЕГЭ информатику и физику. © / freepik.com

Долгое время педагоги и вузовские преподаватели пытались достучаться до школьников, объясняя им, что сдавать на ЕГЭ надо не обществознание, а профильную математику. Они, может, и понимали, но перестроиться с гуманитарных наук на точные не так просто. И всё-таки это случилось.

   
   

Школьники хотят «в инженеры»

«На первом месте среди предметов по выбору у 11-классников, конечно, по-прежнему обществознание, – говорит министр образования Иркутской области Максим Парфёнов. – Но на втором, и очень прочно, информатика. На третьем – физика. И число тех, кто сдаёт профильную математику, выросло до 47 %, это почти половина выпускников».

К слову, в прошлом году физика спорила за тройку с биологией, а в этом – уверенно её обошла. Кстати, тут Иркутская область расходится с остальной Россией. Самыми популярными предметами ЕГЭ по выбору в стране, по данным Рособрнадзора, стали обществознание, биология и информатика. Тяга к точным наукам у иркутских выпускников сильнее. И это можно понять. В вузах огромное количество мест для будущих инженеров, только политех предоставит 1,1 тысячи бюджетных мест, большая часть – для практиков, больше 600 их в железнодорожном вузе, много вариантов поступить на айтишника в ИГУ. В прошлом году было, конечно, больше возможностей, но абитуриентов не хватало.

«У нас крайняя нехватка инженеров, – говорит представитель Российского союза научных и инженерных объединений Алексей Яшников. – Доходит до того, что на кондитерской фабрике не могут найти технолога, для того чтобы наладить автоматизацию производства. Механик, которого нашли с трудом по совместительству, приходит на два часа в день! Просто нет специалистов. В начале века вузы штамповали в основном гуманитариев, юристов и экономистов. Им сейчас негде работать, а технарей нет. Производству нужны «свежие мозги»! А тем более у нас, в Сибири, где идёт добыча золота, нефти и газа».

А что с зарплатами?

«Если посмотреть на рынок труда, то безработица находится на историческом минимуме, – объясняет на встрече в Иркутске представитель ЦБ Андрей Ганган. – До 80 % предприятий испытывают проблемы с персоналом. К чему это приводит? Им надо либо нанимать, либо удерживать существующий штат в условиях конкуренции за специалистов. А как? Повышением зарплаты».

До 20 % работающих в Приангарье получают больше 100 тысяч рублей в месяц – это в основном те, кто живёт на Севере или работает в промышленности.

Однако будущие абитуриенты закончат вузы только через четыре года, а люди нужны сейчас. И тут выручают колледжи. На рабочие профессии есть 35 тысяч вакансий, две трети всего рынка труда. Тут уж девятиклассники сориентировались в ситуации быстро.

«Что касается 9-классников, тут, по сравнению с прошлым годом, просто р ази тельные отличия, – продолжил Максим Парфёнов. – На ОГЭ обществознание среди предметов по выбору уступило по всем фронтам, откатившись на третье место. На первом – информатика, потом география. Это уже сигнал, на мой взгляд, поворота в приоритетах».

   
   

В колледжах региона за выпускниками 9-го класса резервируют 22 тысячи мест. Это при том, что ОГЭ будут сдавать 33 тысячи школьников, но, по расчётам, в десятый класс отправится только треть из них.

По данным Кадрового центра, высок спрос на строителей, машинистов, наладчиков станков с ЧПУ, монтажников трубопроводов, электромонтёров.

Языком цифр

В 2023 году средний балл ЕГЭ по вузам Иркутской области составил 62,9 в университеты было подано 80 тысяч заявлений первокурсниками стали 13, 3 тысячи человек