Татьяна Солдатенко: Школа в селе - «градообразующее предприятие»

Татьяна Солдатенко. © / Из личного архива

На прошлой неделе в Иркутске начал работу XI Форум «Образование Прибайкалья - 2015». Среди его многочисленных мероприятий особое место занял первый в истории Форума съезд учителей литературы и русского языка, участие в котором принимали почти 200 педагогов со всех уголков Приангарья - от крупных городов до маленьких сельских поселений.    
   

Общения не хватает всем

Среди них была и Татьяна Солдатенко из небольшого села Кривая Лука, что в отдалённом Киренском районе. Живёт там около 400 человек, а в малокомплектной школе, где она преподаёт литературу и русский язык, а также является её директором, учится всего сорок ребятишек.

Понятно, что встреча с коллегами и на Форуме и на съезде стала для неё настоящим событием.

- Мы часто говорим о проблеме сельских учеников, что у них мало общения с интеллектуалами, а отсюда - отсутствие стремления к совершенствованию, но ведь и у учителей та же ситуация, - размышляет Татьяна Васильевна. - Съезд «литераторов» для нас - это выход из своей скорлупы, это совершенно новый взгляд на проблему, которой ты болеешь, и совершенно новое её решение. Ведь современные дети уверены - чтобы утвердиться и достичь чего-то в жизни, им сейчас нужны в основном информатика и физика. Русский язык - постольку, поскольку ЕГЭ надо сдавать. А на литературу смотрят как на предмет, который в жизни им абсолютно ни к чему. Порой и меня посещают крамольные мысли: «А не мешаешь ли ты детям?» Но теперь я знаю, как убедить их в том, что этот предмет не заканчивается с окончанием школы и что читать надо всегда.

Дети перестают общаться. Даже на школьных переменах не выпускают из рук мобильников. Фото: «АиФ»/ Коллаж Юлии Ульяновой

Плохо только, что с печатными книгами - настоящая проблема. Например, в этом году в шестом классе мы изучали Сент-Экзюпери «Маленький принц». Казалось бы, это такое произведение, которым должны быть завалены библиотечные полки, ан - нет. Представляете, книга была только у меня! А все дети читали Экзюпери в электронной версии. И им это не понравилось!

Досье:
Татьяна Солдатенко родилась в 1964 году. Почётный работник общего образования, победитель конкурса «Лучший учитель России».

Наталия Горбань, «АиФ-Иркутск»: - Татьяна Васильевна, многие иркутские учителя русского языка и литературы говорят о том, что их ученикам сейчас ничего не нужно, кроме Интернета. А у сельских ребят какие интересы?

Татьяна Солдатенко: - Интернет-зависимость дошла уже и до глубинки. И особенно я стала эту тенденцию замечать последних года два. Раньше ребята пользовались Интернетом по необходимости как дополнительным инструментом для получения информации. А сейчас выходят на перемену и не общаются между собой - только с гаджетами. Более того, им всё труднее общаться вживую, и даже речь у них стала какая-то примитивная.

   
   

- Значит, ваша задача как учителя литературы не только убедить детей читать, но и вернуть их к живому общению?

- А кто, если не я? Всегда стараюсь если не выйти к ним на перемене, то хотя бы открыть дверь своего кабинета в коридор, чтобы «воздействовать» на детей даже таким образом. Во всяком случае, при мне они стараются строить свою речь правильно, а не разговаривать на птичьем языке.

Несгораемая надежда на лучшее

Татьяна Васильевна говорит, что пословица «Где родился, там и пригодился» именно про неё.

- Я родилась в Кривой Луке, закончила там школу, потом Иркутский педагогический институт и вернулась на малую родину, хотя распределение у меня было другое, - рассказывает она. - И ни разу не пожалела об этом.

Хотя, наверное, было от чего опустить руки молодому педагогу. К примеру, когда-то в селе была хорошая двухэтажная школа, в которой учились двести с лишним человек. Но в 1988 году она сгорела, и первый массовый отток населения из Кривой Луки случился именно из-за этого, уверена моя собеседница. С тех пор уроки проходят в семи (!) приспособленных помещениях, а учителя, дети и их родители ждут не дождутся, когда построят новую школу.

- В 2013 году в наше село приезжали аж одиннадцать областных министров, и каждый из них говорил, что здесь обязательно нужна новая школа, - продолжает Татьяна Васильевна. - Мы воспряли духом, думали, что вопрос решится чуть ли не моментально. Но ничего так и не изменилось. Мы, конечно, надеемся на лучшее, а что ещё остаётся делать? Сейчас в районе новый мэр, и когда он ещё баллотировался на этот пост, то обещал, что школу обязательно построят. И вроде уже даже проект сделан.

- Несколько лет назад очень остро стоял вопрос о закрытии малокомплектных школ. Говорили о том, что их нужно закрыть, что толку от них никакого, только расход бюджетных денег. И их закрыли тогда немало. Вас каким чудесным образом эта участь миновала?

- А мы всё время на какой-то грани находимся: барахтаемся, пыжимся изо всех сил, чтобы доказать, что мы «имеем значение». Наша школа всегда занимает первое место в районе по результатам ЕГЭ - и в девятом и одиннадцатом классе. Значит, неплохие знания мы даём нашим детям? А что будет, если отправлять их в интернат? У нас учился мальчик, очень умный, которого после 9 класса родители были вынуждены отдать в интернат. И он там потерялся. Нам было даже страшно слушать, что он там уроки отсиживает, а потом просто лежит на кровати и ничего не делает. Его из одной среды вырвали, а в другую он не вошёл, как будто его выбросили из жизни. В итоге, так ничего и не добился, поступил в мединститут и тут же его бросил.

И это касается не только детей, но и нас, взрослых. У нас есть замечательный учитель информатики и руководитель театральной студии - Константин Дворецкий. Он с ребятами живёт одной жизнью, но не на одной ноге, а тянет их до своего уровня. Я иногда думаю - не дай бог, закроют школу, он ведь пропадёт без детей и дети - без него. Кстати, его театральная студия выручает всё село, потому что ни один праздник без школьных артистов не проходит. Это - наше святое дело. И мне очень странно, когда в других сёлах такие общие мероприятия проходят без участия школы.

А как родителям жить без своих детей? Когда приезжали министры, директор нашего леспромхоза Сергей Токарев сказал им, что, с одной стороны, понимает - школы нужно укрупнять, а с другой - годы, проведённые с детьми, были самыми важными и лучшим в его жизни, а иначе получилось бы, что он и не жил вовсе.

Нельзя школы закрывать, даже если в них 25 человек учится. Иначе мы сёла погубим окончательно. Например, раньше, когда я девчонкой была, на теплоходе по Лене идёшь, а по берегу сёла: Чертовская, Никулино, Кудрино и др. А сейчас от Кривой Луки до Киренска ни одного поселения не осталось. Все деревни полностью исчезли. И если исчезнет наше село с его богатой биографией и традициями, то о чём тогда может идти речь?

- Татьяна Васильевна, а ваши ученики возвращаются в Кривые Луки, как это сделали когда-то вы?

- Не часто, но бывает. Тот же Константин Дворецкий - выпускник нашей школы. Ещё одна бывшая ученица - Анна Тарасова сейчас учительница биологии и географии. Это очень перспективный молодой педагог, который тоже горит своей работой. Смотрю на таких учителей - и душа радуется, что будет кому своё дело передать. Хотя, в основном, конечно, молодёжь старается остаться в городе. Но, видимо, сейчас жизнь такая, и это надо воспринимать спокойно. Мы свои надежды на будущее связываем с развитием нефтедобычи: в 1963 году в селе нашли нефть (кстати, по октановому числу она одна из лучших в России), после чего месторождение было законсервировано, а сейчас, видимо, у государства появилась потребность в этих ресурсах. Значит, и люди к нам поедут, и село будет развиваться, и дети появятся.

Смотрите также: