Может ли трагедия, произошедшая на Волге, повториться в Иркутске?

   
   

Сотрудники управления речного надзора и полиции на транспорте утверждают, что особых поводов для паники у жителей Приангарья не должно быть.

- За последние несколько лет у нас не произошло ни одного крупного происшествия на воде, - констатирует заместитель руководителя Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Павел Горшков. - Вспоминается лишь один случай, когда в прошлом году пассажирский теплоход «Простор» выбросило на берег Байкала сильной волной. Обошлось без жертв. На борту был только экипаж. Но если бы в тот момент на теплоходе отдыхали люди, итог происшествия мог бы быть плачевным, - считает специалист.

Байкало-Ангарский транспортный прокурор Виктор Карпов успокаивает тем, что на протяжении нескольких лет в Иркутской области функционирует межведомственная рабочая группа по обеспечению безопасности плавания и охране водных биологических ресурсов, в состав которой входят как контролирующие, так и правоохранительные органы. В рамках деятельности группы проводятся проверки и рейды. Однако в этом году надзорных мероприятий ещё не было, они только планируются.

Сам себе спасатель

Между тем ежедневно в рейс выходят десятки судов с пассажирами на борту. Сотрудница нашей редакции в минувшие выходные ездила по Байкалу на теплоходе «Баргузин» в круиз, организованный Восточно-Сибирским речным пароходством, и была удивлена, как экипаж относится к безопасности пассажиров.

- Никакого инструктажа перед отправлением нам не провели, спасательных жилетов не выдали и даже не показали, где они лежат, - рассказывает коллега. - Я только сейчас понимаю, какой опасности себя подвергала!

На подобные доводы Виктор Карпов советует гражданам очень избирательно подходить к выбору услуг, которые сегодня предоставляют десятки судов.

   
   

- Пассажиру стоит задуматься, если судно выглядит как старая посудина, если на борту нет спасательных жилетов, а при посадке не выдаётся никакого документа, подтверждающего факт оплаты услуги (билет, квитанция), - предупреждает прокурор. - Кроме того, пассажир вправе потребовать у членов экипажа копию лицензии. На теплоходе, яхте обязательно должны быть каютные карточки, по которым пассажиры обязаны познакомиться с правилами поведения в случае ЧС. Перед выходом в рейс члены экипажа должны провести инструктаж.

Штраф выгоднее лицензии

Все пассажирские перевозки сегодня лицензированы, однако это, похоже, знают не все судовладельцы. Особенно курсирующие в посёлке Листвянка.

- Дело в том, что сегодня гораздо выгоднее заплатить штраф от 500 до 5 тысяч рублей, чем оформить лицензию, - поясняет Павел Горшков. - Ведь необходимо приобретать спасательные средства, поддерживать в исправном состоянии судно. А это уже совсем другие суммы. Выявляем и наказываем таких судовладельцев, но их количество не уменьшается.

Из года в год не меняются и нарушения. Как правило, это отсутствие документов на судно, квалификационных свидетельств и дипломов у экипажа, нарушение устава, в частности не проводятся учебные тревоги, не отрабатываются действия экипажа по спасению людей.

Так, может, у жителей Приангарья всё же есть серьёзный повод для беспокойства?

Языком цифр:

На учёте Восточно-Сибирского управления государственного речного пароходства стоит 1131 судно, из них 833 - самоходных, 33 - пассажирских и 19 - грузопассажирских. Имеют официальную лицензию - 71 судно.  

Смотрите также: