Директор - это звучит больно

   
   

Ежегодно из образовательных учреждений региона увольняются сотни учителей: одних не устраивает зарплата, других - высокая нагрузка, третьи выгорают морально, четвёртые не желают мириться с самодурством чиновников, затеявших уже набившую оскомину реформу образования.

Если бы лет семь назад иркутянину, студенту журфака Ивану Михайлику сказали, что он когда-то будет директором сельской школы в Куйтунском районе, он бы принял это за шутку. Но, как говорится, пути господни неисповедимы. Так уж получилось, что молодому 25-летнему парню предложили поработать учителем в малокомплектной деревенской школе. Он преподавал физику, ОБЖ, химию и информатику одновременно. В сельской школе это привычная практика. А через год перспективного педагога пригласили на должность директора. Иван возглавил коллектив из 10 учителей преклонного возраста и 40 учеников. Молодого управленца хватило ровно на два года, пару месяцев назад он уволился и вернулся в Иркутск. Чем разочаровала работа в сельской государственной школе, Иван Михайлик рассказал «АиФ в ВС».

На личном опыте

- Приехав работать в сельскую местность, я поначалу подумал, что нет ничего прекраснее и благороднее, чем заниматься обучением детей. Но энтузиазм начал таять почти сразу...

Во-первых, сильно ощущалось отсутствие какой-либо квалифицированной помощи со стороны коллег и методических работников. В лучшем случае в ответ можно было услышать: «Мы точно не знаем, как это делать. Вот раньше…». Главным методом внедрения реформ образования на селе был метод проб и ошибок.

Во-вторых, с трудом приходилось сводить концы с концами. К примеру, расходы молодого директора на поездки в районный центр по нуждам школы составляли в среднем 1,5 тыс. рублей в неделю при зарплате в 12 тысяч. Кроме того, нужно было тратиться на профессиональную литературу, методические пособия. Возмещать эти расходы, естественно, никто даже не думал.

Мишень для всех

Директор школы - это мишень, по которой может «выстрелить» почти каждый. В том числе и ученики. Современные дети в большинстве своём не имеют представления об уважении к педагогам, для подростков ничего не стоит сделать из учителя посмешище. При этом родители, вместо того чтобы наказать своё чадо, кричат о нарушении его прав и свобод.

   
   

Отдельная «головная боль» директора - запросы, приказы и распоряжения управляющих и контролирующих органов, которые никак не могут договориться между собой. Например, когда уже подписана смета, договор, назначена дата установки сигнализации в школе, муниципальная администрация может легко сократить выделенную на эти цели сумму более чем вполовину. В итоге недостающие 30 тысяч рублей приходится собирать с работников школы как «добровольное» пожертвование. Или, к примеру, в соответствии с министерскими требованиями в малокомплектных школах на уроках технологии необходимо объединять мальчиков с девочками, но при этом общее количество детей не должно превышать допустимую норму. Вот и ломай, директор, голову, каким образом выходить из этих ситуаций.

Сейчас Иван Михайлик подрабатывает дорожником и получает гораздо больше, чем зарабатывал в школе, однако со сферой образования прощаться навсегда не хочет, мечтает устроиться учителем в частную школу.

Языком цифр:

В новом учебном году в общеобразовательных школах Приангарья будут работать чуть более 20 тысяч учителей. Это почти на тысячу меньше, чем в прошлом году. Из общего числа педагогов всего 5% моложе 25 лет, 57% - в возрасте 35-55 лет, 20% - пенсионного возраста, остальным - 25-35 лет. Согласно проведённому анализу, после пяти лет педагогического стажа в школах остаются работать до 40% выпускников учреждений среднего педагогического образования и 21% выпускников вузов. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в регионе составляет 99,4%.

Смотрите также: