Дальнейшая судьба БЦБК определится до конца сентября

Фото: www.russianlook.com

На сегодняшний день алгоритм действий таков: согласно решению, принятому на федеральном уровне, в ближайшей перспективе предприятие полностью перейдёт в государственную собственность, после чего проведут конкурс, возможно, даже международный, на выполнение работ по утилизации отходов и подготовят проект замещающего производства. При этом о каждом знаковом шаге, связанном с судьбой Байкальска, в обязательном порядке должны знать местные жители.

   
   

Закрывая, создавай

Кстати
Иркутские учёные предлагают провести на региональном уровне серьёзное обсуждение недавно одобренной правительством РФ федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие природной территории на период до 2020 года». По мнению Михаила Грачёва, написан документ плохо, в том числе и потому, что к решению ключевых проблем не была допущена Академия наук. В результате, к примеру, ни копейки не предусмотрено на организацию пункта сбора фекальных подсланевых вод и мусора на берегах Байкала. А иркутский омбудсмен Валерий Лукин убеждён, что жители Приангарья должны понимать, какие из 84-х мероприятий, прописанных в ФЦП, относятся к нашему региону. Тогда и механизм общественного контроля запустится.

Как сообщается на официальном сайте ОАО «БЦБК», процесс перевода комбината в ведение государства начнётся после того, как госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) выкупит его кредиторскую задолженность - планируется, что это произойдёт до конца года. В настоящее время банк заключил договор с компанией «ВЭБ инжиниринг», которой предстоит оценить перспективы дальнейшей деятельности БЦБК и до 20 сентября по итогам консультаций с областными властями представить сценарии будущего.

- Это будет самым настоящим преступлением, если мы прекратим работу комбината мгновенно. Между тем вокруг данной темы очень много спекуляций, сколько депутатов уже на ней выбралось, сколько политиков пропиарилось! А в итоге зачастую страдают люди, которым отключают тепло, тем самым лишая нормальных условий существования, - подчеркнул губернатор. - Сегодня по БЦБК уже намечена программа действий, и мы намерены чётко ей следовать, думая, прежде всего, о трудоустройстве байкальчан, экологической безопасности и сохранении социальной стабильности в муниципалитете. Когда же мы говорим в целом об экологии, то я воспринимаю её как свою работу. Моя задача - сделать всё возможное, чтобы наша область не занимала первые места по количеству брошенных детей, уровню заболеваемости, миграции населения.

Политику постепенного закрытия БЦБК поддерживает и уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий ЛУКИН:

- Только мы уже 20 лет говорим об этом, а по замещающим производствам ничего не делается. Надо синхронизировать два процесса: поэтапное снижение выпуска целлюлозы и формирование новых рабочих мест, иначе социальные взрывы в Байкальске неизбежны.

Обезвредить по науке

Вступившие в дискуссию представители научной общественности не стали причитать по поводу того, как плохи наши экологические дела, а с ходу буквально засыпали губернатора конкретными предложениями и рекомендациями. Так, директор НИИ биологии ИГУ, зав. кафедрой почвоведения и оценки земельных ресурсов Наталья ГРАНИНА считает, что крайне важно поддерживать полномасштабные научные исследования по оценке состояния озера Байкал (сейчас в поле зрения учёных - лишь изучение физических свойств воды). А директор Лимнологического института, академик РАН Михаил ГРАЧЁВ призвал как можно скорее привлечь в Байкальск экспертов филиала научно-производственного объединения «Тайфун», которые специализируются именно на государственном экологическом мониторинге. По словам учёного, это позволит создать в моногороде дополнительно 250 рабочих мест и привлечь около 1 млрд рублей на приобретение необходимого оборудования.

Обеспокоены специалисты и проблемой утилизации отходов производства комбината. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2011 году», суммарная масса накопленных отходов в жидком виде превышает 6 млн тонн. Шламонакопитель занимает площадь 118,9 га, а золошламоотвал - 23,6 га. По словам руководителя общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марины РИХВАНОВОЙ, на данный момент существует ряд технологий переработки шлам-лигнина (это осадок от химической очистки стоков).

   
   

- Их нужно обсудить на специальном совещании с разработчиками, а затем провести общественные слушания на эту тему, чтобы принять взвешенное решение и максимально эффективно использовать государственные средства, - убеждена она.

Комментируя последнее высказывание, Сергей Ерощенко сообщил, что поиском технологий утилизации и средств на эти цели может заниматься только государство, оно и закажет квалифицированным организациям проект перепрофилирования комбината.

Без запретов, но по правилам

Ни один экспертный разговор о судьбе «жемчужины Сибири» не обходится без туристической составляющей. Экологи призывают сделать «фишкой» Байкальска экотуризм (думается, до статуса международного горнолыжного курорта моногороду ещё далековато), а ещё максимально ужесточить охранный режим на острове Ольхон.

- Пройдёт несколько лет, и мы лишимся этого уникального объекта, ведь плодородный слой почвы там составляет всего от десятка миллиметров до полутора сантиметров. Один раз машина проехала - и всё, - посетовал сопредседатель Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы Анатолий МАЛЕВСКИЙ. - Надо категорически запрещать передвижение на личном автотранспорте по острову, а туристов возить по строго определённым маршрутам.

Впрочем, у Сергея Ерощенко на этот счёт несколько иное мнение. Губернатор полагает, что следует идти путём не запретов, а, напротив, разрешений - но только при условии введения жёстких правил как для хозяйствующих субъектов, так и для отдыхающих. Только в таком случае туризм, являющийся сложным конкурентным процессом, может стать цивилизованным.

Вместе с тем, по словам главы региона, первоочередное внимание нужно уделять не только проблемам, связанным с Байкалом, но и создавать комфортную среду обитания для жителей Иркутской области. Речь, в частности, об уменьшении выбросов в атмосферу за счёт модернизации крупных производств (например, лесопромышленных комплексов в Братске и Усть-Илимске), строительстве очистных сооружений и оборудовании полигонов твёрдых бытовых отходов.

Смотрите также: