Шаблоны и стандарты в образовании ведут к «дебилизации» общества

Однако в последнее время складывается впечатление, что государство строит «ветхие лачуги», а потом тратит колоссальные средства на «восстановительные работы».

   
   

Какую цену мы платим за стремление реформаторов приблизить российское образование к американскому стандарту, как меняется современная школа и педагоги, «АиФ-Ирктуск» накануне Дня учителя рассказала проректор по образовательной деятельности Восточно-Сибирской государственной академии образования Марина Парамонова.

«АиФ-Иркутск»: - Если внимательно почитать новый закон об образовании, то становится ясно: школа теряет воспитательную функцию, образование теперь относится к сфере услуг, а учитель приравнивается к обслуживающему персоналу. О каком престиже профессии учителя может идти речь при таком подходе?

уровень образования и воспитания ребёнка зависит прежде всего от семьи. Фото: www.russianlook.com

- К сожалению, формально так и есть. Теперь все учебные заведения называются организациями, оказывающими образовательные услуги. Не более того. Ни в трудовом договоре, ни в каких-то других документах не прописано, что учитель отвечает за что-то ещё, кроме оказания образовательных услуг. Это наш бич, наше горе. Но нельзя голословно обвинять в этом школу: учителей законодательно загоняют в такие рамки. К счастью, большинство педагогов сегодня не просто урокодатели, они с душой относятся к своей работе, любят детей, оказывают им помощь и поддержку, учат общаться друг с другом, быть успешными и востребованными. Хороший учитель не будет беспрекословно выполнять догмы закона и давать детям только «от сих до сих». Конечно, есть педагоги (будем считать такую категорию крайне редко встречающейся), которые говорят: «Мне за это не платят».

Разучились общаться

«АиФ-Иркутск»: - Сейчас главные в школе - родители. Они решают, по какой программе их ребёнку заниматься, какие дополнительные занятия посещать и т.д. С них, соответственно, и спрос за успеваемость и поведение ученика. Готовы ли родители принять этот груз ответственности?

- Говорят: ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Каждый грамотный человек должен понимать, что уровень образования и воспитания ребёнка зависит прежде всего от семьи, затем от социального окружения - это двор, улица, город, в котором он живёт, и наконец от школы. Я как мама двоих детей считаю, что не государство обязано воспитывать, кормить моих детей, а я сама. Это вложение в моё будущее. Наши дети будут ровно такими, какими мы их воспитаем. Если каждый родитель будет это осознавать, мы перестанем пинать этот мяч друг другу и искать виноватых.

«АиФ-Иркутск»: - Многие мамы и папы сегодня и рады бы уделить больше внимания своему ребёнку, но они заняты добыванием средств для существования семьи и для оплаты тех же дополнительных образовательных услуг. Любой родитель хочет, чтобы его дочь или сын мог заниматься гимнастикой, карате, китайским языком, вокалом.

   
   

- Да, это серьёзная проблема. Министерство образования Иркутской области провело интересный опрос, учеников спросили: «Интересуются ли родители вашими делами в школе?». Больше половины детей ответили: «Нет». А потом говорим: школа во всём виновата… Мы совсем не общаемся со своими детьми. В итоги подростки остаются наедине со своими глобальными и неразрешимыми проблемами, это для нас они кажутся мелочными. Отсюда вал суицидов. Иркутская область в печальных лидерах по стране.

«АиФ-Иркутск»: - Может, просто школьные психологи не дорабатывают?

- Для многих школ содержать психолога сегодня - роскошь. К нам поступает очень много заявок на педагогов, на психологов практически нет. Почему? В школах идёт оптимизация. Конечно, директор не может уволить учителя математики или истории, под сокращение попадают психологи. Только в новом законе прописано, что психолог является педагогическим работником. Раньше он не имел этого статуса. У него был отпуск и зарплата меньше, чем у учителя. При этом требования значительно выше. На школьного психолога ложится колоссальная нагрузка. По норме на 500 учеников должен быть один психолог. Естественно, он не успевает работать индивидуально с каждым и заниматься именно профилактикой суицидов. А помощь сегодня требуется всё большему количеству детей. Границы подросткового возраста снизились. Раньше мы считали подростками в 15-16 лет, сейчас в 12-13.

Очень много в последнее время говорят о введении школьного правозащитника. Но, как правило, это юрист, который учит детей отстаивать свои права, а как общаться с детьми, выстраивать отношения с родителями - не объясняет. Психолога он не заменит.

Педагогов заказывали?

«АиФ-Иркутск»: - Кто сегодня идёт учиться на педагога, а потом работать в школе?

- В учителя чаще всего идут из учительских семей, причём из периферии. Иркутян среди будущих педагогов единицы. Однако желающих вернуться в родную деревню немного. Всё равно в городе другие возможности. Часто для ребят учёба в вузе - единственный шанс выбраться из деревни.

Более 50% выпускников устраиваются работать в школу, но в первые три года часть отсеивается. Задерживаются там, где достойно принимают, поддерживают. Там, где директор встречает молодого специалиста словами: «Ну, посмотрим, сколько вы продержитесь!», вряд ли захочется остаться. Более благосклонно относятся к молодому педагогу на селе, здесь ему стараются создать благоприятные социальные и бытовые условия. Молодых учителей заманивают зарплатой и жильём, но работать там могут только люди с особым складом, которым нравится деревенская жизнь.

Наша беда в том, что сегодня нет государственного заказа на подготовку кадров. Министерство образования не в курсе, сколько специалистов и какого профиля понадобится региону в этом году. Не говоря уже о перспективе на ближайшие лет 5-10. Муниципалитеты слабо пользуются целевым набором. В итоге государство тратит деньги в никуда: студент учится на бюджетном месте, получает неплохую стипендию, а потом идёт работать продавцом. Своим дипломом он может похвастаться разве что перед соседкой по прилавку.

«АиФ-Иркутск»: - В школах внедряют различные инновации, а уровень успеваемости, качество знаний только падает. В чём причина?

- Одну причину здесь не назовешь. Ошибки носят комплексный и системный характер. На мой взгляд, нас губит стандартизированный поход, который выхолащивает умение рассуждать, выражать свои мысли. Доминирующими становятся какие-то формальные знания, нежели содержательного характера. Мы становимся как компьютеры и учимся отвечать «да - нет», «плюс - минус». Дети достают телефоны, выходят в Интернет и шпарят верные ответы. Зачем им думать, что-то изобретать, когда в поисковой системе всё есть. Если бы в задании требовалось изложить свои мысли, конечно бы - телефон не помог.

До определённого момента российское образование отличалось от западного именно тем, что мы умели решать нестандартные задачи. Мы смеялись над шаблонным мышлением американцев (вспомните шутки Задорнова), а сейчас сами переняли это. Задайте менеджеру вопрос, которого нет в алгоритме: «Как общаться с клиентом?», и вы увидите недоумение в его глазах. Он начнёт перебирать в голове шаблонные ситуации, и если ни одна не подойдёт, запаникует, растеряется. Я убеждена, «дебилизация» общества происходит из-за шаблонов и стандартов. Мы должны приращивать свою систему образования лучшими находками, взятыми в других странах, но при этом сохранять свою традиционность. Мы же рушим всё до основания и слепо копируем чужое.

Смотрите также: