Главное – знания. Как сделать качественное образование доступным для сирот?

Вопросы, важные для детей-сирот, обсудили представители профессионального сообщества и сами ребята, которые воспитываются без родителей. © / БГСХА

С 5 по 7 ноября в соседней Бурятии прошло большое мероприятие, значимое для всей России, - семинар-дискуссия «Дети всей страны». Его главной темой стала доступность среднего профессионального и высшего образования для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.

   
   
Глава Республики открыл работу семинар-дискуссию. Фото: БГСХА

На семинар на берег Байкала съехались больше 50 экспертов и участников из разных регионов России, в том числе из Приангарья, ещё 80 спикеров присоединились к дискуссиям онлайн. Они обсудили проблемы, с которыми сталкивается юный человек, выйдя из стен детского дома: от поступления в учреждение образования, адаптации в нём до поиска работы и начала самостоятельной взрослой жизни.

Ирина Меркуль, эксперт, модератор (Москва). Фото: БГСХА

Дети всей страны

Одним из организаторов масштабного мероприятия выступила Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова (БГСХА) - старейший вуз республики, который активно включился в работу по социализации студентов-сирот.

Баярма Самданова, инспектор Следственного управления СК РФ по РБ. Фото: БГСХА

Как отметил первый проректор БГСХА Бэликто Цыбиков, по результатам дискуссий участники создали резолюцию для изменения нормативных актов в России.

Бэликто Цыбиков, первый проректор-проректор по учебно-воспитательной работе БГСХА. Фото: БГСХА

- Приятно, что именно нам - первому вузу Бурятии - довелось проводить такой семинар, - подчеркнул проректор. - По результатам дискуссий мы предложим резолюцию для изменения нормативных актов в России. Сегодня этих изменений ждут, прежде всего, сами дети-сироты. Все эксперты говорят: «Не надо учить таких детей требовать что-то от государства, надо учить их самостоятельной жизни», мы постарались разобраться в том, как это делать. В БГСХА учатся 246 студентов из числа детей-сирот. Это больше, чем в других вузах республики. С прошлого года мы приняли решение давать ребятам кроме высшего образования ещё и рабочие профессии: водитель категории Б, агроном-озеленитель, садовод, флорист, декоратор. Это интересная модель, чтобы выпускник-сирота, выходя из стен вуза, обладал большими компетенциями, в том числе рабочими. Также мы считаем очень важным момент воспитания, чтобы во второй половине дня студент не был предоставлен сам себе, а занимался творчеством, спортом. У нас четыре творческих коллектива, есть спортивные секции. Мы уделяем большое внимание волонтёрской работе, так, при вузе создан добровольческий отряд по сохранению и воспроизводству лесов.

Наталья Ганькина, Уполномоченный по правам ребенка РБ. Фото: БГСХА

Один из инициаторов семинара - всероссийская общественная организация, которая объединяет выпускников детских домов России «Дети всей страны». Её создатель и руководитель Альберт Сарбалаев сам вышел из стен детского дома в Астраханской области. Он не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкиваются сироты, и может рассказать, как с ними справляться. У Альберта два высших образования, в том числе он окончил МГУ, куда поступил на общих основаниях. Сейчас он продолжает учёбу в аспирантуре.

Альберт Сарбалаев, председатель Всероссийского Содружества выпускников детских домов. Фото: БГСХА
Галина Палаткина, профессор Астраханского госуниверситета. Фото: БГСХА

- Мы не просто так выбрали эту тему для семинара. Наша организация задаёт тренд, что для ребёнка-сироты должно быть первостепенным не жильё, а профориентация, социализация и образование, - подчеркнул Альберт Сарбалаев.

   
   

Поделились опытом                                                       

Конечно, одна из главных целей семинара - рассказать об опыте экспертов из разных регионов России. Так, участники заинтересовались практикой, которую внедрили в Иркутской области, где со старшими ребятами из детских домов работают взрослые наставники. Они в том числе помогают подросткам определиться с профессией. Проект «Наставник» запустила в 2015 году исполнительный директор благотворительного фонда «Дети Байкала» Гульнара Гарифулина.

Участник семинар-дискуссии. Фото: БГСХА

- Сейчас у нас 51 пара детей и наставников (у каждого ребёнка свой значимый взрослый. - Прим.ред.). Наставник - это, прежде всего, друг, который помогает и в выборе профессии. Мы приходим в детские дома, проводим беседы, мастер-классы, ездим на предприятия, чтобы показать профессии в действии. Ребята познакомились с работой фото-графа, парикмахера, повара (многие выбирают эту специальность), стилиста, мы были на хлебозаводе, в телестудии, керамической мастерской, драматическом театре, - рассказала Гульнара Гарифулина.

Во время семинара эксперты также предложили много инициатив по изменению федеральной нормативной базы. Например, по их мнению, следует создать федеральную программу по постинтернатному сопровождению для детей-сирот, чтобы они могли лучше адаптироваться к самостоятельной жизни, а ещё позволить тем, кто уже окончил вуз, техникум или колледж, одновременно и получать пособие, встав на учёт в Центр занятости, и подрабатывать на небольшую ставку, чтобы накапливать опыт и стаж. Сейчас во многих регионах России пособие по безработице для сирот выше зарплат начинающих специалистов. Также одно из предложений - поощрять (например, при поступлении в СПО) тех сирот, которые стали волонтёрами, ведь каждый человек должен не только брать то, что даёт ему государство, но и делиться с другими тем, чем может.