Кадры до востребования. 53% выпускников колледжей работают по специальности

Артем Дергунов / АиФ

Создание концепции модернизации системы среднего профессионального образования останется на контроле депутатов Законодательного собрания Иркутской области. Об этом говорилось во время правительственного часа на 59-й сессии регионального парламента.

   
   

Три решения проблемы

Особую актуальность тема подготовки профессиональных кадров приобрела в связи с частичной мобилизацией.

– Родину ушли защищать грамотные специалисты с большим опытом работы, которым сложно сразу найти замену, – говорит спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников. – Необходима трудовая мобилизация, чтобы предприятия могли работать стабильно. Мы уже заявляли о том, что система среднего профессионального образования требует модернизации. Для этого следует разработать концепцию, которая отразит рекомендации депутатов и пожелания педагогов и студентов.

Доклад о состоянии системы среднего профессионального образования в регионе представил министр образования области Максим Парфёнов.

– В системе среднего профессионального образования региона работают 80 образовательных организаций, в которых учатся свыше 50 тысяч студентов и трудятся около 10 тысяч сотрудников, – рассказывает министр. – Среди основных проблем: большой износ зданий, нехватка общежитий и дефицит педагогов. Несмотря на то, что в последние годы конкурс на поступление в колледжи и техникумы заметно вырос, лишь 53% выпускников устраиваются на работу по специальности после получения диплома.

По словам министра культуры региона Олеси Полуниной, выпускники областного колледжа культуры не спешат устраиваться на работу по специальности из-за сложностей с предоставлением жилья и низкой зарплаты. Не хватает в регионе и среднего медперсонала, несмотря на высокий процент трудоустройства выпускников профильных колледжей. Об этом депутатам доложил осуществляющий полномочия министра здравоохранения области Алексей Шелехов.

– Региональную систему развития среднего профессионального образования необходимо развивать в трёх основных направлениях, – считает председатель комитета по социально-культурному законодательству областного парламента Ирина Синцова. – Это доступность образования, модернизация учебных корпусов и общежитий и строительство новых, а также создание условий для закрепления преподавателей на местах.

   
   

Сравнивать не надо?

Депутат Алексей Вепрев спросил, каков показатель потребности в специалистах по отраслям экономики. Максим Парфёнов отметил, что он составляет около 30%. Депутат Денис Шершнев поинтересовался, сколько первокурсников в системе среднего профобразования в итоге заканчивают обучение и получают диплом и как правительство следит за трудоустройством выпускников.

– Доучиваются примерно 80%. Что касается трудоустройства, то этот процесс ежемесячно и поимённо отслеживаем через Пенсионный фонд, – отметил Максим Парфёнов. – Для лучших показателей необходимо проводить качественную профориентационную работу.

Депутат Ольга Безродных призвала главу регионального минздрава проработать вопрос с трудоустройством преподавателей профильных специальностей в медколледжах. Как правило, это практикующие медработники, которые при работе в колледже существенно теряют в зарплате. 

Депутат Степан Франтенко уточнил, каков уровень материального обеспечения колледжей и техникумов в Приангарье по сравнению с такими же учебными заведениями в других регионах и есть ли финансовая возможность оснастить их на должном уровне.

– В той же Москве есть заведения лучше, а есть и хуже, чем у нас, – говорит Максим Парфёнов. – Я бы советовал не смотреть на другие регионы, а сосредоточить внимание на том, что мы можем сделать у нас с нашими возможностями. 

Мнение по поводу ситуации в системе среднего профессионального образования области выразил депутат Евгений Сарсенбаев.

– Думаю, что докладчики расписались в своей беспомощности, – сказал депутат. – Если трудоустраивается лишь чуть более половины выпускников, это означает, что либо молодёжь учат не тому, либо материально-техническая база недостаточно хороша. Как можно говорить о новых механизмах развития образования, если на питание студентов в месяц выделяется 31 рубль?

Депутаты утвердили проект постановления по ситуации в системе среднего профобразования. После его принятия на ноябрьской сессии предложения народных избранников будут направлены в региональное правительство для включения в основу концепции модернизации среднего профессионального образования в регионе.