После трагедии в казанской школе, где бывший ученик открыл стрельбу по детям и учителям, в школах по всей стране начались проверки безопасности. Как обычно это бывает после страшных ЧП, все вокруг поняли, что такие случаи можно предотвратить, если в образовательных учреждениях будет квалифицированная профессиональная охрана.
Выявить «слабые» места
В школах Приангарья внеплановые проверки начались 12 мая, результаты таких инспекций не самые радужные. Большинство учебных организаций сегодня охраняют частные охранные предприятия (ЧОП). К ним директора обращаются, исходя из финансирования, родителям порой приходится даже доплачивать за охрану. Причём за порядком, как правило, следят люди пенсионного возраста, нередко это женщины. Мимо такой скучающей вахтёрши-гардеробщицы хоть топор, хоть взрывное устройство неси: если и заметит, не сможет оказать сопротивления.
- Школа не режимное учреждение, её главная задача - организация учебного процесса. А в нём участвуют многие: родители, педагоги, общественность. Именно поэтому «закрыть» школу не получится, - подчёркивает директор иркутского лицея № 1 Вячеслав Четвертаков. - У нас действует пропускной режим, иногда даже родители не могут свободно войти. В каждой школе есть тревожные кнопки, которые вызывают охрану, и в случае угрозы она приезжает в течение трёх минут, а в некоторых школах установлено ещё и видеонаблюдение.
И тем не менее власть такие доводы не устраивают. Школам поручили в ближайшее время пересмотреть систему охраны - она не должна быть формальной, как сейчас. Бабушек-вахтёрш необходимо заменить молодыми обученными мужчинами, а работу всех систем проверить и дополнить, чтобы тревожные кнопки, пропускная турникетная система и видеонаблюдение были в обязательном порядке. Кстати, в мае и июне проверки пройдут все учреждения, а к следующему учебному году все «слабые» места в охране директора учреждений должны устранить.
Психолог «для галочки»?
Конечно, проблема кроется не только в слабой охране. Нападавший в Казани не просто пришёл в первое попавшееся образовательное учреждение, а намеренно выбрал стены, в которых учился сам. В чём же причина такой немотивированной агрессии к учителям и бывшим одноклассникам, и как выявить такие подозрительные состояния и вовремя отреагировать? Это в первую очередь забота родителей, а также школьных психологов. Именно от них должны идти «тревожные звоночки» о поведении, которое требует вмешательства взрослых.
К сожалению, обращаться к психологам в нашей стране до сих пор не принято - ни у взрослых, ни у детей тем более. Да и сама система выстроена так, что школьный психолог воспринимается как некто «второстепенный», выполняющий свою работу «для галочки». Плюс ко всему в школах всего один психолог на всех учеников, которых бывает до тысячи человек.
По словам директора иркутского центра профилактики, реабилитации и коррекции Маргариты Галстян, из 74 школ Иркутска в 52 есть по одному штатному психологу, ещё в 15 имеются приходящие специалисты. И если в городских школах проблема дефицита психологических кадров более-менее решается, то в отдалённых территориях довольно туго со специалистами. Здесь на помощь приходит телефон доверия. В таких службах человеку могут дать совет, принять жалобу и просто выслушать. Если ситуация сложная или уже чрезвычайная, то специалисты службы задействуют полицию и межведомственные группы. Понятно, что психологи, и школьные, и в службе доверия, не имеют права рассказывать о том, чем поделился ребёнок. Но есть случаи, когда специалисты должны передать информацию в правоохранительные органы. Например, о фактах насилия, сексуального домогательства или других серьёзных проблемах.
- Во многих школах сегодня стали появляться достаточно новые для нашей страны службы медиации (примирения). В них состоят обученные педагоги, родители и дети. Ребёнок может сам выбрать, с кем ему комфортнее поговорить о своих проблемах, если ему сложно обратиться к близким людям. Получить помощь можно, написав на электронную почту школы. Думаю, если в каждом учебном заведении появятся такие группы, мы избежим многих проблем, - подчёркивает Маргарита Галстян.
Кстати
Детские сады в России лучше защищены от вторжения посторонних, чем школы. По словам директора одного из ЧОПов Иркутска Алексея Самойлова, это связано с тем, что детские сады всё же «закрытая» территория.
- Охранные предприятия не могут влиять на перемещение школьников. В школах возможен только визуальный контроль по видеокамерам, это особенности таких организаций. Если в садик мы зашли, закрыли двери - и дети под охраной. То в школах несколько смен, дети ходят на кружки, поэтому такой контроль уже невозможен. Это и есть самое слабое место, - подчёркивает Алексей Самойлов.