В начале мая учитель из Курска добилась компенсации в размере 95 тыс. рублей от родителей девочки, которая ударила её по голове сумкой с книгами. Этот прецедент может послужить примером для взрослых, которые перекладывают воспитание своих чад на школу.
Цивилизованный путь
«В данном случае речь идёт о физическом и психологическом насилии, с которым педагоги в наше время сталкиваются постоянно, – рассказывает председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева. – Я аплодирую этому учителю, которому удалось отстоять свои права. У педагогического работника есть право на защиту чести и достоинства – в том числе и через суд».
Областная организация профсоюза защищала честь и достоинство педагогов опосредованно, при привлечении их к дисциплинарной, административной ответственности по жалобам родителей. Случаев судебной защиты чести и достоинства до настоящего времени не было.
«Зачастую в случае снятия дисциплинарного взыскания или отмены приказа об увольнении учителя просто успокаиваются и не идут защищать свои права дальше, – говорит Валентина Геннадьевна. – К тому же в вопросах судебного разбирательства, как и в целом конфликта, важно, чтобы на сторону педагога вставали коллектив и руководство. Зачастую сор из избы выносить попросту не хотят. Также разбирательства требуют от учителя эмоциональных затрат. Необходимо собрать доказательную базу, то есть зафиксировать оскорбление, клевету, а это записи, свидетели и тому подобное. К этому наши учителя морально, психологически не готовы. У многих суд ассоциируется со склоками, хотя это цивилизованный путь решения конфликтов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрен механизм для разрешения конфликтов между участниками образовательных отношений – комиссия по урегулированию споров. Однако он практически не действует, так как, на мой взгляд, не сформировалась культура, подход к такому способу разрешения конфликтов. Так, получается, что ответственность за возникший конфликт несёт школа, а родители позволяют себе переходить границы установленных полномочий».
Законом ребёнку гарантируется защита чести и достоинства, защита от физического и психологического насилия – но ведь те же самые гарантии установлены в отношении педагогов. Закон регулирует и права родителей, которые могут знакомиться с программой обучения и оценками своего ребенка, но при этом они не должны вмешиваться в образовательный процесс. Обязаны уважительно относиться к работникам, формировать это отношение у своих детей.
«Мы не должны забывать, что школа – это лишь один из этапов жизни каждого человека, – подчёркивает Валентина Федосеева. – Ребёнок приходит в первый класс в 7 лет, но ведь до этого за него отвечали родители, которые должны были дать ему определённые морально-этические ориентиры. Учителя могут только продолжить развивать его личностные качества. Но в первую очередь ответственность за воспитание лежит на семье. И если она не справляется с обязанностями по воспитанию, существует гражданская, административная и уголовная ответственность за неисполнение родительских обязанностей».
Ненормальные нормы
Также на ситуацию с вседозволенностью родителей влияет распространённый в обществе правовой нигилизм, который не освобождает от ответственности.
«Мы знаем, что родители создают свои каналы и группы в соцсетях и делятся там своим субъективным мнением о работе педагогического коллектива, – поясняет Валентина Геннадьевна. – Есть случаи, когда дети вмешиваются в частную жизнь педагога. Когда без ведома учителя в соцсети выкладывают фото учительницы, посетившей, например, салон нижнего белья. Это можно расценить как нарушение неприкосновенности частной жизни. Особенно если родители не пресекают такие вещи, а, наоборот, подключаются к травле и требуют рассмотреть поведение работника. Что это, если не дикость и не невежество?»
Учителя часто подвергаются буллингу со стороны учеников и родителей. Такая ситуация, к сожалению, стала нормой для нашего общества.
Учеников, которые проявляют неуважение к учителям, могут исключить, но эта норма распространяется не на всех. Например, нельзя исключать из детских садов или начальной школы. Также такие меры не могут применяться к ученикам с задержкой в развитии.
«Ответственность родителей тоже можно расценивать по-разному в зависимости от ситуации, – уточняет Валентина Федосеева. – Если речь идёт о рукоприкладстве, им может грозить как административная, так и уголовная ответственность. А в случае оскорбления педагога родителями в присутствии детей им могут по решению суда назначить административный штраф за мелкое хулиганство. В случае же защиты чести и достоинства вопрос решается в гражданско-правовом поле».
Ещё одна важная проблема – отсутствие системы психологического сопровождения педагогов. В школах штат психологов и так минимален, на работу с учителями у них просто нет времени. При этом они могли бы помочь более детально рассмотреть конфликт и ознакомиться с позицией сторон.
«Родители, которые возносят себя и ребёнка над педагогом, забывают о собственной ответственности, – уверена Валентина Геннадьевна. – А ведь ребёнок вырастет, и плоды безнаказанности будут пожинать уже они. Ведь если дерево не обрезать и не формировать, то останутся одни колючки и шипы. Родители живут по принципу «здесь и сейчас», идут на поводу у своих эмоций и эмоций ребёнка, не задумываясь о последствиях. Если суд в итоге встанет на сторону педагога и родителей оштрафуют за поведение их чада, это станет для них своего рода знаком того, что что-то нужно менять».
Реклама