Учителя-мамы. Педагоги воспитывают не только своих детей, но и учеников

Анна Попова / АиФ

В последнее воскресенье ноября в России отмечают светлый и добрый праздник - День матери. Для многих этот образ ассоциируется не только с родной мамой, но и с воспитателем из детского сада, первым учителем в школе и классным руководителем в старших классах. Как правило, всё это женщины, которые успевают воспитать не только своих собственных детей, но и не одно поколение учеников.

   
   

Важно любить своё дело

Заведующая Осинским детским садом № 2 Светлана Задорова воспитала за годы своей работы далеко не одно поколение ребятишек. Женщина начинала работать воспитателем, затем через несколько лет стала заведующей детсадом. Главным в своей работе она считает безусловную любовь к детям и своей профессии.

- Воспитатель должен быть профессионалом, влюблённым в своё дело, - гордо заявляет Светлана Михайловна. - Ещё он должен всегда оставаться в душе ребёнком - познавать этот мир и открывать его заново вместе с подопечными. Наличие своих детей, кстати, тем более нескольких, здесь может даже помочь.

Среди коллег Светланы Михайловны 20 женщин воспитателей и нянечек, несколько из них - многодетные мамы. Трудности в том, чтобы быть вторыми мамами для своих воспитанников, никто из них не видит. Все они легко совмещают семью и работу.

- У нас сложности кроются в другом, - объясняет Светлана Михайловна. - Обилие бумажной работы - непонятных отчётов, на которые приходится тратить огромное количество времени. Плюс моя боль как руководителя - нехватка узких специалистов: логопедов, психологов и переполненность групп. Детских садов в Осе не хватает. Главный секрет работы воспитателя, говорит заведующая, в том, чтобы выстроить триединство в образовательном процессе «ребёнок - педагог - родитель».

- В воспитание ребёнка всё же должны по большей части вкладываться родители и только потом педагоги и воспитатели, - подчёркивает Светлана Задорова. - И первая задача детского сада - найти с мамами и папами контакт, выстроить правильные отношения. В этом случае многие проблемы в подготовке детей просто снимаются.

   
   

- Ответственность за воспитание ребёнка всегда лежит на родителях, - соглашается председатель Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования Валентина Федосеева. - Другой вопрос, что обучение и воспитание всегда рассматривались как неотъемлемые друг от друга процессы. Испокон веков учитель был воспитателем и образцом для подражания, особенно для учеников начальных классов. Для них авторитет педагога непререкаем.

Речевые нарушения - эпидемия

Учитель-логопед общеобразовательной школы номер 6 города Усть-Кута Анастасия Антипина успевает везде - и быть мамой троих ребятишек, и наставником для своих учеников.

- В работе очень помогает личный материнский опыт, - признаётся Анастасия Николаевна. - Я классный руководитель 7 класса, работаю с подростками, и многие родители обращаются ко мне за советом. Я уже пережила это сложное время со своими детьми и знаю, как отреагировать на какие-то капризы и просьбы.

Работы у логопеда всегда очень много - речевые нарушения сегодня у каждого третьего ученика.

- С каждым годом всё больше детей поступает в школу с логопедическими проблемами. Нарушения речи приобретают характер эпидемии, - отмечает педагог. - Поэтому в ближайшее время я не просто не останусь без работы, а даже наоборот - буду работать только больше.

Связывает такую отрицательную статистику специалист сразу со множеством причин - начиная от генетики и заканчивая бесконтрольным использованием современных гаджетов.

- Проблемы с речью бывают связаны как с интеллектуальным и психоэмоциональным развитием, так и с физическими проблемами, - поясняет Анастасия Антипина. - Я сейчас занимаюсь только с учениками начальной школы, но раньше работала ещё и с коррекционными классами, где были ребята старшего возраста - вплоть до девятого класса. Там, конечно, было сложнее. У таких ребят стойкие нарушения, с которыми нужно работать не просто школьному логопеду, а специалистам, неврологам и психиатрам.

Главным в своей работе Анастасия Николаевна считает крепкий профессиональный союз с родителями школьников. По её словам, без связки «учитель - родитель - ученик» ничего не получится. Если этих трёх людей не будет в одной «лодке», значит и результата не будет.

Приём халата

Ученики воспринимают Анастасию Антипину как свою вторую маму - доверяют ей свои секреты, всегда просят совета. Тем не менее Анастасия Николаевна чётко разделяет работу и дом. По первому образованию она психолог и знает, что делать, чтобы не переживать каждую историю как свою личную.

- Я стараюсь идти параллельно дома и на работе, - говорит Анастасия Николаевна. - Я понимаю, что ребёнок мне доверяет и рассказывает о своих проблемах, я его выслушиваю, поддерживаю, но потом должна от этой проблемы просто отключиться, иначе я сойду с ума. Это такой «приём халата», когда на работе ты как будто в нём, а дома у порога снимаешь его и до утра забываешь обо всём, что накопилось. Я не несу работу домой.

Детей, кстати, она учит тому же. Плюс ко всему прививает им любовь и уважение в первую очередь к себе, затем к своим близким.

Помимо учительской работы Анастасия Антипина занимается и работой общественной - она председатель первичной профсоюзной организации в своей школе. Рассказывает, что к ней за помощью идут с самыми разными запросами: хотят повышения оклада и достойной оплаты труда, обращаются за оздоровлением. В профсоюзе стараются помочь каждому.

- К нам в областной профсоюз также обращаются с самыми разными запросами, - говорит Валентина Федосеева. - В первую очередь мы оказываем правовую и юридическую помощь, даём консультации - для наших членов профсоюза они бесплатные. В приоритете, конечно же, трудовое законодательство. Мы консультируем по оплате труда, по режиму рабочего времени, нагрузке, по охране и условиям труда. А сейчас проводим консультации и по вопросам вакцинации.

Самая частая причина обращений, по словам Валентины Геннадьевны, повышенная нагрузка на учителей из-за нехватки кадров и уровень оплаты труда.