Уроки «дистанцировались». Как школы переносят переход в онлайн?

Дети видят своих учителей только на экране. © / Дарья Галеева / АиФ

«Лиза, вижу, здравствуй! Лёшу тоже вижу, молодец, что не опаздываешь! Слава, спасибо за домашнюю, теперь вовремя отправляешь. Молодец!» – Ирина Егерь, учитель математики школы №11 Иркутска, здоровается с каждым учеником, входящим на урок. Заходят десятиклассники, правда, не в класс, а в беседу в скайпе – с 6 апреля школьники получают знания онлайн.

   
   

Тема, которую изучают сейчас ученики Ирины Викторовны, важная – построение графиков, использование производной для исследования функций. «Она есть в заданиях ЕГЭ, поэтому её хорошо бы проходить очно», – говорит учитель. Но раз сейчас это делать нельзя, то преподаватель использует все дистанционные инструменты, которые есть. Она запускает презентацию, которую ученики видят на своих мониторах, пишет пояснения на белом листе, направляя на него камеру – это своеобразная копия школьной доски, и просит ребят показать на камеру те графики, которые они начертили дома. Также в помощь учителю – гугл-тесты, чтобы понять, как десятиклассники усвоили материал. В любой момент урока ученик может задать вопрос – тот редкий случай, когда поднимать руку для этого не нужно.

Чего не хватает учителям?

«К концу первой недели дистанционного обучения онлайн-урок для меня уже был привычным, – рассказывает Ирина Егерь. – Сказать, что качество образования совсем не страдает от ухода на «удалёнку», нельзя, есть определённые недочёты. Особенно тяжело мне было в первый день из-за того, что не видишь глаза детей, когда ведёшь урок. Не хватает живого общения. На очных занятиях видишь сразу весь класс и понимаешь: вот этому ребёнку нужно уделить больше внимания, а этого следует спросить на следующем уроке… А онлайн это невозможно, я могут вызывать ребят только по одному, но для этого рамки занятия маловаты: оно длится 30 минут, а в классе 26 учеников. Сейчас я стараюсь ориентироваться по голосу, когда они отвечают, чтобы понимать, все ли усвоили материал, как лучше повернуть следующий урок, что изменить».

Нагрузка на учителей с переходом на «дистанционку», кстати, сильно возросла.

«Тяжело проверять домашнее задание: дети высылают мне его на электронную почту, на проверку уходит больше времени, чем обычно. В ответ я отправляю ребятам свои замечания, презентации, записи, которые у меня есть. Математику нелегко преподавать в таком формате в старших классах, потому что многие темы требуют именно практических умений. Но в целом это интересный опыт. Думаю, всё будет хорошо», – резюмирует учитель.

Как говорит заместитель директора школы №11 Александра Третьякова, процесс адаптации прошёл быстро, потому что и педагоги, и дети уже привыкли к «цифровым» элементам учёбы. Например, здесь несколько лет назад отказались от бумажного журнала и используют электронный: в нём не только оценки, но и домашние задания, материалы для изучения. Хотя некоторые новые технологии педагогам всё же пришлось освоить – тот же скайп. Видео-занятия проходят у всех учеников с 5 по 11 класс. Для младшеклассников удобный формат выбирал каждый учитель: например, один из них записывает целиком уроки на видео и отправляет их детям по электронной почте.

В школе придумали, как преподавать физкультуру, музыку и другие практические предметы. Учителя готовят для детей творческие проекты, которые они делают самостоятельно: например, физкультуру детям заменяют домашние тренировки, их они должны сделать вместе с родителями. За такие можно получить сразу пять пятёрок. А на уроках технологии девочки шьют многоразовые маски – выкройки им присылает учитель.

   
   

Кому ставить двойки?

Так ловко справляются с «удалёнкой» далеко не все школы региона. Каждая, кстати, может выбрать тот формат занятий и ту платформу, которую посчитает удобной, единого портала для дистанционного образования в России нет.

Наталья Иванова (имя изменено) – завуч одной из школ в городе на севере Иркутской области говорит, что ни у самого учреждения, ни у многих учителей и ребятишек не хватает технических возможностей, чтобы проводить онлайн-уроки. Например, в классе информатики – десяток компьютеров, если все преподаватели начинают выходить с них в интернет одновременно, сеть нещадно тормозит. Пара педагогов всё же организовали онлайн-лекции, но большинство - использует те платформы, которые рекомендует минобразования региона, без видео-формата.

«Проблема в том, что не все задания, которые предлагают эти платформы, для нас приемлемы, поэтому учителям приходится многое искать самим. У некоторых учеников, особенно с пятого по восьмой класс, нет дома компьютеров или планшетов, поэтому педагогам приходится звонить родителям, отправлять задания, потом те высылают им готовые ответы. Учителю довольно сложно так работать. Ещё одна загвоздка в том, что дети не привыкли работать самостоятельно, поэтому не все отправляют выполненные задания, заходят в систему каждый день и так далее. Родителям тоже непросто перестроиться, далеко не каждый раньше занимался с ребёнком плотно. «Сделал уроки? Молодец», – они так привыкли общаться, а сейчас мамы и папы видят, что ребёнка, оказывается, нужно направлять. Дошло до того, что некоторые мамочки расписываются в собственном бессилии. Например, одна (её сын не сделал за неделю ни одного задания) недавно написала учителю: «Я не могу заставить его сесть за уроки. Просто ставьте ему двойки…». Было очень трудно «переломить» не только родителей, но и тех преподавателей, кому «за …», они, как правило, с техникой не в ладах», – говорит завуч.

Она отмечает, что плюсы в переходе на «дистанционку» всё же есть: старшеклассники получают навык работать самостоятельно, это пригодится и в подготовке к ЕГЭ, и в учёбе в вузе. Ещё один позитивный момент – родители, наконец, стали понимать, что труд учителя – тяжёлый, что это не просто «образовательная услуга», как сейчас принято считать.

«Всё-таки дистанционное образование, конечно, нужно вводить постепенно, к этому надо заранее всех готовить: и родителей, и учителей, и детей. А не так: «С понедельника мы переходим!» Куда переходим? Как переходим? Но мы понимаем, что раз сегодня сложилась такая ситуация, раз каждому нужно беречься, сидя дома, всё-таки потихоньку эту систему налаживаем», – говорит Наталья Иванова.

Тем не менее, несмотря на трудности, все учителя, с которыми общался корреспондент «АиФ в ВС», высказывались против досрочного ухода на каникулы, в том числе и потому что на конец учебного года остаётся много важных тем. Нагнать их в сентябре будет очень трудно.

Личный опыт

Иркутянка Вера Николаева:

«У меня двое детей: сын учится в десятом классе, дочь – в третьем. Они ходят в разные школы, соответственно, подход к удалёнке отличается. С дочкой проще: учитель нам высылает в мессенджере все задания (потому что Дневник.ру подвисает периодически), дочь их делает, и мы отправляем ответы. Не представляю, сколько времени педагог тратит на всё это, особенно на проверку «домашки», но организовано всё удобно – мы и труды, и рисование делаем, нам даже по пению аудиозаписи высылали.

Школа сына организовала обучение на хорошей платформе: на неё выкладывают все задания, домашнюю работу попредметно. Не запутаешься. Нюанс – у старшего два иностранных языка: английский и китайский – а учить их дистанционно сложновато. К тому же объёмы всех уроков очень большие: он садится за них днём и только за полночь встаёт. Также мне непонятен контроль: если оценки дочки я сразу смотрю в Дневнике.ру, то на платформе у старшего я их не вижу.

Мне психологически сложно, сразу скажу: двое детей и разница в возрасте большая. В первый день я думала, что поседею: маленькую нужно было организовать, всё ей настроить, а старшего просто посадить за уроки, потому что он за две недели привык отдыхать, спать, ничего не делать. Мы до сих пор настраиваем график. Я к тому же тоже работаю удалённо, нам с сыном приходится делить один компьютер на двоих. Казалось бы, мелочи, но адаптироваться к этому трудновато всей семье». 

Комментарий

И.о. министра образования Иркутской области Елена Апанович:

«Минпросвещения РФ информировало о возможности при необходимости завершить учебный год для первых – восьмых классов досрочно и перенести на следующий год часть учебных программ. Но только если нет возможности организовать удалённое обучение с применением дистанционных технологий, включая распространение заданий на бумажных и флэш-носителях.

Мы ориентируемся на санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе. Пока дистанционное обучение запланировано до 30 апреля. После 20 числа вместе с каждым муниципальным образованием примем решение об организации учебного процесса с 1 мая 2020 года.

По информации Минпросвещения РФ, в период «дистанционки» возможно проведение Всероссийских проверочных работ в удалённом режиме. ОГЭ и ЕГЭ для выпускников этого года начнутся 8 и 9 июня. В Приангарье ЕГЭ будут сдавать более 15 тыс. одиннадцатиклассников, ОГЭ - 27 тыс. девятиклассников».

Кстати
На «удалёнку» пришлось перейти не только школам, но и учреждениям среднего профессионального образования. Готовы к этому оказались не все. Как рассказала нам преподаватель одного из колледжей Иркутска, для дистанционного образования давно есть готовая платформа, раньше её использовали в основном для курсов повышения квалификации. Вопрос проведения вебинаров для обычных студентов отпал сразу: многие разъехались по родным посёлкам, где не оказалось ни компьютеров, ни нормального интернета. Несмотря на это, с теорией у обучающихся проблем практически нет: их с первого курса учат добывать информацию самостоятельно, к тому же подвиг совершают преподаватели, отвечая на вопросы студентов и проверяя задания 24 часа в сутки. Сложности возникли с практикой: применить теоретические знания в жизни сейчас, когда всё закрыто, невозможно.

В тему
На дистанционку ушли не только школы, но и некоторые детские сады. Например, мама двух дошколят из областного центра Екатерина Л. рассказала, что воспитатель и логопед присылают малышам и их родителям разные задания. Например, ко Дню космонавтики нужно было рассказать детям об устройстве космоса.