Второй иностранный по желанию. Что изменят новые образовательные стандарты?

Владимир Казионов / АиФ

С 1 сентября 2022 года все школьники страны с 1 по 9 классы будут учиться по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС).

   
   

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, это фундамент образовательного процесса. В чём отличие новых стандартов от действующих, рассказали представители министерства образования Иркутской области.

Больше конкретики

- Кардинально нового ничего не вводится, принятые стандарты лишь уточняют, конкретизируют старые, - объясняет начальник управления контрольно-надзорной деятельности и государственных услуг регионального минобразования Ирина Шливинскайте.

Так, в частности, теперь чётко сказано, что у школ есть право выбрать один из трёх вариантов для реализации своих образовательных программ - посредством учебных предметов, курсов или модулей. Например, при модульном обучении в первой четверти делают упор на математику и физику, во второй - на гуманитарные науки, а в третьей - на естественно-научное направление.

- В лицеях и сейчас нередко образование ведётся через индивидуальные учебные планы, но отныне это право закреплено официально, - пояснила начальник отдела федерального государственного контроля качества образования управления контрольно-надзорной деятельности и государственных услуг министерства образования региона Инна Урбанович. - Школа может разрабатывать и реализовывать свои образовательные программы с углублённым изучением отдельных предметов: математики, физики, химии, информатики, биологии или вовсе по запросу учеников и родителей - по индивидуальным учебным планам.

   
   

С нового учебного года можно будет отказаться от изучения второго иностранного языка. Напомним, его ввели с 2010 года.

- Тогда школы столкнулись с нехваткой педагогов, поэтому немецкий, французский или китайский плюсом к английскому преподавали лишь там, где есть для этого условия. В основном это лицеи и гимназии, - разъяснила Ирина Шливинскайте. - Новыми стандартами второй иностранный из перечня обязательных предметов не исключён. Но для его введения нужно согласие родителей. Если после анкетирования выяснится, что, например, из 75 человек потока пятеро выбрали немецкий, ещё столько же - французский, а оставшиеся отказались вовсе от второго иностранного, то школа может не вводить его на обязательной основе.

Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребёнок изучал конкретный иностранный язык? Да, вправе. Школа предлагает на выбор только те языки, для преподавания которых сможет создать условия. Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Финансовая грамотность для всех

Кроме того, новые образовательные стандарты закрепили получение навыков по такому предмету, как основы финансовой грамотности. В школах Приангарья его ввели с 2017 года, сначала в пилотном режиме, а в прошлом году этот курс преподавали уже в 534 учебных учреждениях. По словам ведущего советника отдела общего и дошкольного образования минобра Инги Большаковой, чаще всего предмет изучают на уроках обществознания, информатики, математики и даже технологии как отдельные модули или темы, либо на факультативах. При этом образовательных стандартов по предмету не было. Проще говоря, чётко не прописывалось, какие конкретно знания и умения должны получить дети, пройдя курс. Сейчас этот перечень есть.

За четыре года в регионе успели повысить квалификацию по предмету порядка 600 педагогов, школы получают учебники, учебно-методические пособия по основам финансовой грамотности. Всё это позволит давать детям набор таких знаний и навыков, которые будут отвечать образовательным стандартам.