Иркутская область входит в пятёрку самых больших российских регионов. При этом значительная часть территории Приангарья – это северные районы с удалёнными посёлками, в которые зачастую невозможно добраться или доставить грузы, иначе чем по воздуху.
Одновременно «на северах» активно добывают золото, нефть, газ – а значит, сюда прилетают тысячи вахтовиков. Аэропорт Иркутска неразрывно связан с развитием туризма и соединяет область с остальной страной. Поэтому состояние гражданской авиации региона – тема важная. Подробности в материале irk.aif.ru.
В ожидании больших самолётов
Всего в области 8 аэропортов, реконструкции и ремонта в разной степени требуют практически все объекты. Также для полётов гражданской авиации используются 45 посадочных площадок.
За пределами областного центра главные планы развития связаны с Усть-Илимском и Братском. Усть-Илимский аэропорт построили в 1970-х, но в 1990-е забросили. В последние годы он утратил статус аэропорта и числился посадочной площадкой (по сути, просто пригодным для взлёта и посадки участком земли). С этого года Усть-Илимск получил новое оснащение и снова стал аэропортом. Сейчас туда регулярно летают 19-местные самолёты L-410 из Иркутска. В 2025 году власти региона намерены сделать рейсы ежедневными. Также с «Росавиацией» обсуждают установку в аэропорту радиомаячной системы. Это позволит принимать самолёты, перевозящие более 20 пассажиров.
В Братске продолжается реконструкция аэропорта, завершить её планируют в 2025 году. Правда, пока проект второго этапа реконструкции не получил поддержку из федерального бюджета.
В национальный проект «Эффективная транспортная система» включили реконструкцию аэропортов в Киренске, Ербогачёне и Усть-Куте, а также в областном центре. А вот строительство аэропортового комплекса в Бодайбо в нацпроект не вошло, хотя в районе активно добывают золото и, соответственно, есть постоянный пассажиропоток. На заседании профильной комиссии Госсовета РФ в ноябре Игорь Кобзев обращался к федеральным властям с просьбой это исправить.
Терминал или капитальный сарай?
В нацпроект также входит строительство нового аэропорта в Иркутске, но с ним ситуация неоднозначная.
В конце ноября в Иркутском аэропорту открыли временный пассажирский терминал. По поводу его внешнего вида в соцсетях звучало немало критики (здание часто обзывали «сараем»). А прокуратура, наоборот, считала здание «слишком капитальным» для временного сооружения и судилась с аэропортом, чтобы запретить его использование. Но почему вообще потребовалось возводить именно временное здание?
Всё дело в планах перенести иркутский аэропорт подальше от города – так безопаснее плюс исчезнут ограничения, которые сейчас создают воздушные ворота для строительства в близлежащих районах. Вот только тянется история с переносом уже даже не годами, а десятилетиями.
В последнее время в качестве основного варианта рассматривали Позднякова. Площадку уже согласовали в минобороны, но не утвердили в правительстве РФ, потому что удалённость от Иркутска (17 км) делает его строительство слишком дорогим – порядка 200 млрд рублей. Также звучали опасения, что это создаст большую транспортную нагрузку на и так задыхающийся в пробках Качугский тракт.
Так что областные власти снова ищут альтернативу, а пока что «аэропорт и ныне там». А вот пассажиропоток через него постоянно растёт. Так, по итогам 2023 года он составил 3,8 млн человек – почти на 45 % больше, чем в 2022-м. Чтобы не «утонуть» в этом потоке, и приходится аэропорту расширяться – хотя бы за счёт временного терминала.
КСТАТИ
По данным Минтруда региона, долгосрочная потребность в работниках авиационной отрасли в ближайшие 11 лет в Приангарье будет составлять 800 человек. Это инспекторы в сфере транспорта, инженеры, пилоты, авиатехники и другие специалисты.