Фантик тоже документ. О чём рассказывают конфетные обёртки?

В экспозиции - и настоящая конфета иркутской фабрики 1980-х годов, и фантики царской эпохи © / Дарья Галеева / АиФ

Многие думают, что коллекционирование фантиков от конфет – увлечение советских школьников, чуждое современным детям, а уж взрослым и тем более.

   
   

«Это не так», – говорит иркутянка Татьяна Иванова, показывая альбом, в котором больше сотни красочных бумажек от сладостей.

История семьи и государства

Собирать фантики семья Ивановых взялась не из-за красивых картинок, а с вполне практичной целью – в таком разнообразии конфет, которое сейчас лежит на прилавках, легко «заблудиться», спустя время сложно вспомнить, какие из них пришлись по душе, а какие не понравились. А фантик помогает не забыть названия полюбившихся марок.

«Это дочь придумала, первые обёртки мы сохранили, когда ей было 3 года. Сейчас моему ребёнку уже 18, стало быть, нашему детскому увлечению исполнилось 15 лет. Некоторые конфеты, наверное, уже и выпускать перестали или производитель поменял дизайн упаковки. Зато «книжка» с фантиками превратилась во «вкусный» семейный альбом – дочка иногда его пролистывает и говорит: «О, а помните, такие конфеты ели, когда гости приезжали? А таких сладостей что-то давно не брали! Чем не повод для большого семейного чаепития?», – рассказывает Татьяна.

Многие производители показывали на своих обёртках символы царской власти. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Фантики могут не только напомнить семье о приятных событиях, но и рассказать историю целого государства: 9 августа в иркутском Музее городского быта открылась выставка под интригующим названием «Одёжка без застёжки: кондитерский пиар», главный экспонат которой – конфетные обёртки от царских времён и до конца советской эпохи.

Идея экспозиции пришла в голову младшему научному сотруднику музея Елене Мурашовой.

«Как-то я работала в фондах и увидела фантики, они меня очень заинтересовали, я стала разбираться в истории упаковки сладостей. Всё пошло с конца XIX от американского изобретателя Томаса Эдисона, который придумал парафинированную бумагу, как он её назвал. Это позволило сделать упаковку яркой, в итоге фантики превратились в такую рекламно-политическую площадку», – рассказывает Елена.

   
   

Она говорит, что в фондах музея (одна из его постоянных экспозиций, кстати, посвящена чаю) хранятся в основном оригиналы фантиков советского времени, но на выставке представлены и обёртки из дореволюционной эпохи, правда, это копии.

После революции несколько лет фабрики сладостей стояли в запустении. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

«Тогда все производители показывали на своих обёртках символы царской власти и виды городов, хватались за юбилейные даты, например, выпускали сладости к 300-летию Дома Романовых. Конфеты выпускали и в огромных коробках, куда вкладывали, например, портреты всех императоров. По фантикам можно было изучать историю страны, азбуку, даже зоологию – это всё придумали в царский период», – рассказывает экскурсовод.

«Мишка» и «Тузик»

По словам Елены Мурашовой, упаковка конфет сменилась вместе с политической властью в России – после революции несколько лет фабрики сладостей стояли в запустении, поэтому, когда заводы вновь заработали и стали выпускать, к примеру, карамель «Ильич» вместо «Царской», яркие богатые обёртки они позволить себе не могли. Сладости стали заворачивать в бумагу, которую сейчас бы мы назвали этаким минималистичным крафтом.

Несмотря на то, что фантики менялись, рецептура многих конфет и даже их названия остались прежними. К примеру, кто из нас не пробовал «Мишку косолапого»? «Товарищество Эйнем» начало выпускать его ещё в 1890 году, говорят, состав лакомства больше чем за сто лет не изменился. Упаковка этих конфет сейчас тоже оригинальная. А «сородич» косолапого – «Мишка на севере», которого и сейчас любят многие дети, появился в 1939 году на ленинградской фабрике. 

Фантики менялись, рецептура многих конфет и даже их названия остались прежними. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

«В 20-е годы поэт Маяковский и художник Родченко начинают создавать «обёртки новой эры», чтобы формировать вкус массы. На фантиках отражали индустриализацию – трамваи, пароходы, а ещё – жуткие для детского восприятия картинки, например, как изгоняют Колчака, – рассказывает Елена Мурашова. – В 30-е годы приходит в пищевую промышленность Микоян и проводит переворот. В это время фантики становятся лёгкими, красочными и аполитичными. В этот период на рижской фабрике, например, производят конфеты «Октябрёнок» – девочка на обёртке нарисована так, как в царские времена изображали ангелочков. Аполитичная тенденция заканчивается после Великой Отечественной войны – тогда появляются конфеты «Победа», на фантиках начинают отмечать годы с момента революции, неважно юбилейные или нет».

В 50-е появился легендарный «Кара-Кум», в 60-е на первый план вышла космическая тематика. Кстати, именно в 1964 году появился один из самых узнаваемых российских брендов – шоколад «Алёнка».

Один из интересных экспонатов выставки – даже не фантик, а целая конфета, которую не разворачивали с 1980-х годов! По размеру она в несколько раз больше стандартных шоколадных конфет, потому что её выпустили на ныне закрытой Иркутской кондитерской фабрике к празднику – юбилею столицы Приангарья.

В экспозиции есть и обёртки от иркутских сладостей, которые производили на фабрике в том здании, которое сейчас стало торговым центром. Это, например, упаковки от «Гулливера», «Аксиньи» и «Тузика».

Особый экспонат выставки - это не фантик, а целая конфета! Фото: АиФ/ Дарья Галеева