Владислав Лачкарёв из Иркутска стал вторым в мире человеком, побывавшем на семи высочайших вершинах всех континентов, семи самых высоких вулканах и двух полюсах. На момент выполнения этой «программы» ему было 42 года — этот рекорд не побит по сей день. В интервью irk.aif.ru он рассказал, почему пик Победы, где сейчас пытаются спасти альпинистку Наталью Наговицыну, становится роковым для многих альпинистов, из чего состоит каждая экспедиция, и почему горы зовут людей.
Технически сложная вершина
Евгения Скареднева, irk.aif.ru: Сейчас внимание всей страны приковано к пику Победы, с которого не может выбраться получившая травму российская альпинистка. Отправившийся к ней на помощь товарищ погиб. Это уже не первый трагический случай — чем так опасен пик Победы, и почему всех так тянет туда?
Владислав Лачкарёв: Без восхождения на него нельзя получить титул «Снежный барс» — его удостаиваются альпинисты, побывавшие на высших вершинах стран бывшего СССР. Это три пика-семитысячника на Памире — Ленина, Озоди и Коммунизма, и два на Тянь-Шане — Хан-Тенгри и Победы. Пик Победы — технически сложная гора в плане рельефа, тем она и опасна. Там много крутых склонов, есть трещины, ледники, гребень, с которого можно сорваться.
— А вы были на этом пике?
— Нет, он не был в зоне моих интересов. Кроме того, у меня с ним ещё личная история связана — шесть лет назад, 12 августа 2019 года именно там на спуске погиб мой товарищ, альпинист Сергей Войличенко, он возглавлял иркутскую секцию альпинизма. Очень опытный человек, настоящий профессионал, он был приверженцем советской школы альпинизма, всё звал меня в федерацию, на тренировки, на сборы... Помню, тем летом он сидел тут же, где вы, мы пили кофе и спорили до хрипоты — и через несколько недель я узнал о его смерти. Так что к пику Победы у меня отношение особенное.
— Почему люди оказываются на таких горах, как пик Победы, без профессиональных гидов?
— По разным причинам. Кто-то считает, что можно на этом сэкономить, кто-то, как говорится, в силу авантюризма. А ещё есть люди, которые не могут победить своё эго и признать то, что какими бы важными начальниками они не были в обычной жизни, в горах они — участники экспедиции и должны выполнять указания гида. Я считаю, что экономить нельзя, и пренебрегать тем, что говорят профессионалы — тоже. Даже если они говорят «восхождения не будет, спускаемся». Потому что лучше много раз вернуться, чем один раз не вернуться. И альпинизм — это всё-таки коллективный вид спорта.
— А есть ли шансы на то, что Наталью Наговицыну удастся эвакуировать с Победы живой?
— Скажем так: мы можем надеяться только на чудо, и с каждым днём эта надежда тает. Ведь понятно, что несколько дней нужно только на то, чтобы спасательная экспедиция могла туда подняться, а ресурсы человеческого организма не безграничны. Мы не знаем, сколько у неё топлива, питания... Но это риск, который осознаёт каждый, кто решается на восхождение.
Главная ценность — жизнь
— Существует мнение, что у альпинистов принято «завещать» товарищам бросить их на маршруте, если что-то случилось и продолжать восхождение. Так ли это?
— Об этом любят рассказывать различные истории, но на самом деле профессиональный гид всегда, до последнего, будет бороться за жизнь каждого члена группы. Я был свидетелем подобной ситуации, когда был на Эвересте. Мы поднимались двумя командами, и вот во второй команде, уже во время спуска одной девушке стало настолько плохо, что она сказала гиду «простите мою слабость, идти не могу, оставьте меня здесь и ни в чём себя не вините». Но он принял решение бороться за её жизнь, и все вместе они помогли ей спуститься.
— А вам самому приходилось принимать такие решения?
— Когда я готовился к экспедиции на Эверест, это была одна из сложных моральных проблем. Что делать, если ты встретил на тропе человека, которому нужна помощь — переступить через него и продолжить восхождение, или попробовать спасти его, возможно, рискуя своей жизнью? Согласитесь, сложный вопрос. В какой-то момент я нашёл для себя ответ: буду оценивать обстановку — если смогу спасти человека, не подвергая свою жизнь смертельному риску, то сделаю это. А если будет понятно, что спасая «товарища по горе», могу не только не помочь ему, но и погибнуть сам — что ж, придётся идти дальше.
И когда я пошёл на Эверест, действительно, такой случай был: мне встретился парень, альпинист из Польши, которому было очень плохо. Я дал ему свою кислородную маску подышать и спросил: где твои кислородные баллоны? Он говорит — кончились, но я всё равно хочу идти дальше. То есть это вот как раз такой авантюрист, который решил идти на авось — а вдруг кто-то поделится кислородом своим, а вдруг ресурса хватит? И я сказал ему: знаешь, друг, лучше тебе сейчас спускаться. У меня кислород рассчитан на моё восхождение по минутам, на двоих его точно не хватит. Дал ему шоколадку, кипятка попить, и пошёл дальше. Когда вернулся — узнал, что он внял моему совету и всё-таки спустился. Остался жив.
— А иначе появились бы на тропе ещё одни «зелёные ботинки»... Вообще, тяжело проходить маршрут, видя замёрзшие тела тех, кому не повезло?
— Ну, на тот же Эверест идёшь ночью, освещаешь себе путь фонариком, и особенно не думаешь, что и кто там лежит, у тебя есть цель — и всё. А вот на спуске при свете дня эти тела уже видно. И тут главное уметь остановить в себе мысли о том, что вот тут лежит чей-то муж, сын, брат, у которого тоже была цель, мечта, желание подняться на вершину... Это может звучать жестоко, но в этом в том числе состоит моральная подготовка. Вообще я когда готовился к Эвересту — очень внимательно изучал истории именно трагических восхождений, тех, кому не повезло. Недаром есть такое понятие — «ошибка выжившего». Чтобы снизить вероятность трагедии, нужно знать, почему не выжили те, кто пробовал сделать это раньше.
— Правда, что перед экспедицией каждый альпинист пишет завещание?
— Если он ответственный человек — да. Про это у нас почему-то не принято говорить вслух, особенно, когда тебе не восемьдесят лет, а тридцать. Из суеверия какого-то, что ли? Но на самом деле это совершенно естественно. Это забота о близких, которым в случае трагедии и так будет несладко, и если на них ещё и свалятся вопросы, связанные с твоим имуществом, бизнесом, счетами... Так что отправляясь на гору, надо максимально закрыть кредиты, решить все вопросы с налогами, и вообще составить «план собственных похорон», как у английской королевы — он у неё был готов пошагово задолго до её смерти. Может звучать дико, но на самом деле, это абсолютно правильно. И это снимает с тебя самого часть переживаний — ты понимаешь, что если не вернёшься, твоим близким не придётся вспоминать тебя недобрым словом.
«Никто тебя на руках не занесёт»
— Говорят, что каждое восхождение — очень и очень затратная финансово история...
— Это так, но нужно понимать, что экспедиция начинается не с финансирования. Это важная часть подготовки, но не единственная. По сути, таких частей три. Это морально-теоретическая подготовка — то есть ты должен всё от и до знать про гору, на которую идёшь, от климатических условий и рельефа, до историй успешных и трагических восхождений. Это спортивная подготовка — ты должен находиться на пике физической формы, и это соответствующие тренировки. И наконец, материальное обеспечение экспедиции: страховка, экипировка, снаряжение, питание, топливо, гид, да перелёт в Кыргызстан, наконец — если мы говорим про пик Победы — всё это стоит денег.
Но если у тебя просто есть «кругленькая сумма», но нет морально-теоретической и спортивной подготовки — не будет и восхождения. Никто тебя на руках туда не занесёт. То есть коммерческий альпинизм от спортивного отличается только источником финансирования: в одном случае за восхождение платит сам альпинист, в другом — федерация или спонсоры. Но в интернете можно часто встретить самые настоящие баталии «коммерческие альпинисты против спортивных», хотя смысла в этом никакого нет.
— И что, и на горе есть вот это противостояние?
— Нет! На горе все друг другу товарищи и поддержка. Те, кто поливает грязью других в комментариях, на высоту не поднимается. Горы вообще очень хорошо проявляют людей.
— То есть когда Высоцкий пел «Парня в горы тяни, рискни», он был прав?
— Абсолютно! В экстремальной ситуации — а любой такой поход, как ни крути, ситуация экстремальная — человек раскрывается как на ладони. И те, в ком есть какая-то мелочность, чёрствость, малодушие, просто не доходят до вершин.
— А почему вообще люди идут в горы — тратят время на подготовку, платят большие деньги, понимая, что могут и не вернуться?
— На сложный, казалось бы, вопрос есть очень простой ответ. В жизни человека должна быть мечта, это наполняет её. Просто жить ради каких-то материальных благ скучно. У кого-то мечтой может быть полёт в космос, у кого-то море, у кого-то — изобрести лекарство от смертельной болезни или спасать человеческие жизни. У меня вот — горы. Они дают ответы на многие вопросы, которые задаёт себе каждый: кто я? В чём смысл моей жизни? Что для меня действительно ценно? В горах ты по-настоящему остаёшься наедине с собой и находишь правдивый ответ. Понимаешь, что действительно ценны очень простые вещи: семья, близкие, любовь.