Облик сибирского города с годами сильно изменился, считает президент Союза строителей Приангарья и почётный гражданин города Юрий Шкуропат. И давайте признаем, далеко не все архитектурные решения пошли ему на пользу.
Почему так произошло и можно ли вернуть Иркутску былую гармонию, в преддверии 355-летия областного центра он размышляет на страницах «АиФ-Иркутск».
Юбилей с госучастием
Светлана Латынина, «АиФ-Иркутск»: - Юрий Александрович, Вы родом из Киргизии, учились в инженерно-строительном институте в Томске, но практически вся Ваша жизнь связана с Иркутском, куда выпускником приехали по распределению. Считали когда-нибудь, сколько объектов построили здесь за эти годы?
- Но ведь нельзя сказать, что в этот период Вы совсем не имели отношения к строительству. Город же рос, появлялись новые микрорайоны.
- Стройки в городе, конечно, продолжались. Помню, я тогда очень много рабочего времени проводил в Москве, потому что надо было «выколачивать» деньги на развитие Иркутска. В 1984 году мы начали готовиться к 300-летию со дня присвоения ему статуса города. Оно отмечалось в 1986-м. Секретарь нашего обкома обратился в ЦК партии, сообщил о приближении этой даты, и Совету министров СССР поручили подготовить программу социально-экономического развития Иркутска. Для города тогда была принята шестилетка. Представляете - на правительственном уровне курировали подготовку к этой круглой дате!
Составили огромное количество ведомостей необходимых работ - по ремонту фасадов, дорожных покрытий, тротуаров, строительству жилья, детских садов. Юбилейные поручения дали абсолютно всем, для каждой организации составили ведомости, в которых указали, что они обязаны сделать - благоустроить, озеленить, отремонтировать… Их торжественно вручали в большом зале городской администрации, потом подводили итоги. И руководители предприятий очень ответственно относились к этим поручениям. Попробуй не выполни!
Так в городе появилось много зелёных насаждений, скверов, его украсили как следует. Досрочно сдавали жильё в эксплуатацию, построили троллейбусные линии, отремонтировали дороги. Только на улице Ленина дорожное полотно пришлось опускать на 80 см - столько там наслоилось асфальта за долгие годы, всё это разрыхляли, трамвайные рельсы опускали, снова асфальтировали.
Всё, что делаем - это для нас
- 350 лет со дня основания Иркутска в 2011 году отмечали не с таким размахом…
- К 350-летию тоже много сделали, получилась великолепная Нижняя набережная, но особо, мне кажется, надо отметить другой объект, который очень полюбился и нам, и нашим гостям. Это 130-й квартал. Правда, на мой взгляд как строителя, да и как простого жителя, зря там «воткнули» монстра-бабра. Но уж как получилось. Теперь городская администрация решила, учитывая ошибки и положительный опыт, тиражировать квартал за кварталом. Только надо максимально сократить бюрократические барьеры, и бизнес охотнее пойдёт в этот проект.
Тем не менее, я думаю, всё равно можно было сделать больше в городе, когда готовились отмечать 350-летие. Но психология людей изменилась - вот в чём проблема. Бизнес, с одной стороны, стал сам менее социально ответственным, с другой - его замучили административными препонами. Эту ситуацию требуется ломать, надо приучать людей любить свой город, а не просто присутствовать в нём, ведь это наша родина, и всё, что мы здесь делаем - делаем для себя. Каждый рядовой житель, каждый депутат, чиновник, предприниматель должен быть вовлечён в процесс развития своего города.
- Вас устраивает нынешний облик Иркутска?
- Ещё Николай Салацкий, когда он на протяжении 18 лет руководил горисполкомом, категорически запрещал строить высотные здания в центральной части Иркутска. И я придерживался такой же политики. Однако три высотки всё равно в те времена «проскочили» - это здание Иркутскгражданпроекта, института Гипрошахт на Дзержинского и учебный корпус бывшего Института народного хозяйства.
В Иркутске были сильные архитекторы, которые берегли центр города, как своё дитя, не допускали ничего, что бы диссонировало со старыми постройками. Но потом с годами облик исторической части испортили, настроили высотные железобетонные коробки. Это нужно прекращать, необходимо через самое мелкое сито «просеивать» проекты, прежде чем строить что-то. Архитекторы не должны идти на сделку с совестью и легкомысленно относиться к облику города, и прежде всего - его исторической части.
А если говорить в целом об освоении Иркутска, то ему уже тесно в нынешних границах, их необходимо раздвигать, чтобы появилось место для массового строительства.
Чем не столица?
- Основной объём строительства в регионе приходится на Иркутск. Если здесь появятся новые площади, сможем мы вернуться к советским показателям, когда жилья в области возводили по 1,5 млн кв. м в год?
- Сможем. Модернизировались мощности индустриального производства домов. Я имею ввиду крупнопанельное домостроение, сборный каркас, ячеистый бетон. Можно строить много и значительно дешевле, чем сейчас. Если с умом к этому процессу подойти, то покупка жилья не будет страшной финансовой обузой для граждан со средними доходами, а это самый многочисленный класс населения.
- Сейчас модно говорить, что Иркутск - город столичный. Вы согласны с этим утверждением?
- Конечно. Это же столица Иркутской области. Великолепный город с интересной историей и необыкновенной природой, красотой Ангары и мощью Байкала. Именно Иркутск раньше был губернским городом, а не Красноярск, к примеру. Здесь было всё правительство Восточно-Сибирской губернии. Хотя я родом не из Иркутска, но не променяю его на другие города.