Грани бедствия. Байкалу нужна другая водоохранная зона

На Байкале более 7 тысяч судов, отходы которых перерабатывает всего одно из них. © / Митя Алешковский / wikimapia.org

Парадоксальная ситуация - уникальное озеро, внесённое в список всемирного наследия ЮНЕСКО, долгие годы оставалось единственным водным объектом в России, для которого границы  водоохранной зоны не были определены. Почему законодательно их установили только в 2015 году и какими они должны быть по мнению иркутских ученых, разбирался корреспондент «АиФ-Иркутск».

   
   

Жизнь в «резервации»

Границы водоохранной зоны утверждаются с целью не допустить попадания загрязняющих веществ в водоём. Как рассказал «АиФ-Иркутск» научный руководитель ИНЦ СО РАН академик Игорь Бычков который принял участие в межведомственной комиссии, для Байкала эти границы закрепили по линии центральной экологической зоны, в которую входит весьма обширная площадь - само озеро с островами и соответственно населёнными пунктами, а также особо охраняемые природные территории. Тем самым, как выразился учёный, законодатели превратили её в некую «резервацию», потому что ещё больше ограничили хозяйственную деятельность живущих там людей. Запреты коснулись открытия новых кладбищ и скотомогильников, захоронения твёрдых бытовых отходов и др. Это вызвало тогда массу возмущений, особенно кипела Бурятия, где местные жители назвали действия федеральных властей антинародными и даже пригрозили перекрыть Транссиб.

Между тем в начале 2000-х годов иркутские учёные делали обоснование границ водоохранной зоны Байкала на основе географического подхода: она должна включать в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходить по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к Байкалу. Где-то эта зона может быть и 50 м, где-то - 2,5 км, а где-то - 5 км. Предложение установить границу по такому принципу и озвучил Игорь Бычков в Москве. Реакции федералов на это предложение пока не последовало.

Плюём в колодец

На заседании комиссии иркутская делегация также подняла проблему сбора подсланевых вод и хозяйственно-бытовых стоков с судов на Байкале. Как сообщил и.о. министра природных ресурсов и экологии Приагарья Олег Кравчук, здесь зарегистрировано более 7 тыс. единиц маломерного флота, а стационарный объект по комплексной переработке отходов всего один. Это несамоходное судно «Самотлор», которое базируется в Порту Байкал. В период навигации оно принимает до 700-800 тонн нефтесодержащих и сточных вод. А сколько грязи не доходит до пункта приёма?  Оценивая масштабы загрязнения прибрежной зоны озера, эксперты уже говорят об экологической катастрофе. «Около 60% побережья покрыто спирогирой - водорослью, характерной для тёплых стоячих водоёмов, ранее в Байкале почти не встречавшейся», - говорится, в частности, в прогнозе МЧС России о чрезвычайной обстановке в стране на 2016 год.

Официально

Николай Рогожкин, полномочный представитель президента в СФО:

«Есть предложение изменить статус межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, выйти к руководству страны с инициативой создать правительственную комиссию, потому что проблема требует решения на более высоком уровне. Удивляет, что только сегодня объявлены конкурс-ные процедуры по мероприятию «Научные обоснования экологической допустимости размещения объектов хозяйственной и иных видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», хотя твердим об этом не один год».