«Состав прошёл станцию Ангара, всё в порядке», – Ярославу Левченко 15 лет, но задача перед ним стоит ответственная, такая не каждому по плечу. Он – дежурный по станции на Восточно-Сибирской детской железной дороге в Иркутске.
Это означает, что школьник руководит маневровыми работами, подготовкой локомотива к рейсу и его обслуживанием по окончании рейса, даёт добро на отправление и следит, как состав проходит по маршруту.
Каждый год около тысячи мальчишек и девчонок осваивают азы железнодорожных профессий – пробуют себя в роли машинистов локомотива, путейцев, дежурных по станции. 8 ноября у ДЖД юбилей – 85 лет.
Путь в профессию
«У нас занимаются ребята 5-11-х классов, – говорит начальник Детской железной дороги Алексей Шабанов. – Занятия проходят раз в неделю. Зимой они осваивают теорию, а летом пробуют себя на практике».
Здесь всё, как на «взрослой» железной дороге, только размеры чуть поменьше: ширина колеи – не 1520 мм, а 750, станций всего три. В остальном – никаких отличий.
Всем занимаются сами дети: машинист и помощник управляют локомотивом, проводники проверяют билеты у пассажиров, электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки) – обслуживает автоматику, путейцы контролируют и проверяют состояние пути и стрелок. Конечно, они действуют под присмотром педагогов, но – сами.
Но до таких ответственных задач ребят допускают не сразу. На второй год занятий можно стать помощником машиниста, на третий – машинистом или дежурным по станции. А такие «ветераны», как Ярослав, который занимается уже пятый год, – универсалы. Они могут делать почти всё.
Ярослав Левченко с детства «фанател» по поездам. Сначала хотел управлять составом, но потом побывал в центре управления перевозками Восточным полигоном Транссиба, и теперь его мечта – быть дежурным по станции: принимать ответственные решения и руководить работой отлаженного, как часы, механизма. Для него занятия – ступень на пути в профессию.
«Специальных бонусов при поступлении в железнодорожные вузы и колледжи нет, но мы даём серьёзную базу, – говорит зам. начальника ДЖД Наталья Пороховая. – В июле этого года в Екатеринбурге прошел VIII слёт юных железнодорожников. Наша дружная команда привезла со слёта в личных зачётах по номинации «Обслуживание и ремонт вагонов» золото, по номинации «Обслуживание железнодорожного пути» – золото, в спортивном состязании – серебро. Многие из наших воспитанников стали профессионалами, большими руководителями. Кстати, наш начальник в прошлом и сам прошёл обучение на детской железной дороге».
Также Восточно-Сибирская ДЖД – место для летней практики обучающихся – юных железнодорожников и учащихся РЖД лицеев города Иркутска, Улан-Удэ, Танхоя, Слюдянки, Тайшета и Вихоревки.
Подержать поезд в руках
Для других ребят детская железная дорога становится интересным досугом и местом, где находят новых друзей.
Здесь работает кружок моделирования, театрально-вокальная студия. Ко Дню Победы и в честь других праздников ребята выступают на детской железной дороге, в домах культуры, на городских конкурсах.
Ещё при железной дороге есть картинг-клуб. Дети изучают строение гоночных мини-автомобилей, зимой проходят соревнования.
За 85 лет детская железная дорога прошла большой путь, стало больше станций и длиннее рельсы, но главное – из этих стен вышли тысячи железнодорожников, для ещё большего числа иркутян ДЖД стала незабываемым этапом в жизни. Прикоснуться к этой странице истории нашего города может любой. Те, кому позволяет возраст, – попробовать себя в качестве железнодорожника, а взрослые – купить билет и отправиться в поездку по острову Конный.
Справка
Восточно-Сибирскую детскую железную дорогу в Иркутске открыли 8 ноября 1939 года. Изначально она находилась в предместье Рабочее и была 1 км длиной. В 1992 году её перенесли на острова Юность и Конный на Ангаре. В 2002 году здесь появился вокзал, учебные классы и музей истории российских железных дорог. В 2003-м построили ещё две станции, а дороге присвоили имя почётного железнодорожника Георгия Тетерского.
Реклама.