Как москвич спасает Байкал. Волонтёр из столицы взялся за чистоту озера

За пару секунд Максим Токарев успел рассказать президенту обо всех проблемах «колодца планеты». © / kremlin.ru

2018 год в России президент страны Владимир Путин объявил Годом добровольца и волонтёра. Глава государства рассказал об этом во время церемонии награждения на фестивале «Доброволец России - 2017».

   
   

Главную награду нынешнего года из рук президента получил Максим Токарев - основатель международного общественного проекта «Сохраним Байкал». Молодой человек родился в столице, живёт там и сейчас. Родственников в Прибайкалье у него нет, да и само озеро он впервые увидел только в 25 лет, когда неожиданно для себя решил «прорубить окно в Сибирь». Как он сам говорит, красота «жемчужины» настолько его поразила, что он собрал целое движение, чтобы бороться за её чистоту.

Чем экологический проект Максима отличается от сотни других, зачем привозить на прибрежные уборки иностранцев и каков имидж Байкала за Уралом и за рубежом - доброволец года рассказал корреспонденту «АиФ в ВС».

Финал конкурса «Доброволец России-2017. Фото: kremlin.ru

«Не хочу ни в какую Болгарию»

Дарья Галеева, «АиФ в ВС»: Вы никогда не были в Сибири до того, как задумали свой экологический проект. В России немало уголков природы, которым требуется помощь. Почему выбрали именно Байкал?

Кстати
Максим Токарев родился в Москве в 1985 году. Окончил факультет истории Московского городского педагогического университета. Второе высшее получил на факультете экономики университета «Синергия». Работает над диссертацией «Переработка ТБО на особо охраняемой природной территории, часто посещаемой туристами».

Максим Токарев: Раньше я организовывал крупные мероприятия, и в 2010 году мне предложили собрать экологический фестиваль в Болгарии. Я подумал: «Почему за границей? Вроде проблемы с охраной природы есть и в нашей стране». Тогда я понял, что не хочу ни в какую Болгарию, хочу свой организаторский опыт направить в другое русло. И мне в голову как-то пришёл Байкал. Я никогда не был там, только со школы знал, что это самое глубокое и чистое озеро, находится где-то в Сибири, знал напиток с таким названием и больше ничего. Я открыл в Интернете фотографии озера, посмотрел на его красоты с экрана. Закаты, лес, скалы - эта красота меня поразила, и я решил отправиться смотреть на неё вживую.

Сначала прилетел в Иркутск, отправился в Листвянку. Мне сказали, что оттуда я не увижу большого Байкала, но уже в посёлке озеро меня заворожило. Возможно, местные не чувствуют себя у «жемчужины» так, как те, кто видит её впервые. Для них она - обыденность, как для москвичей Кремль. Я же в голове не мог уместить, насколько это огромное озеро с чистейшей пресной водой. Не зря его называют колодцем.

- У Байкала каждый год организовывают сотни акций, уборок, проектов. Чем ваш принципиально отличается от других?

   
   

- Проект родился в 2012 году, и я знал, что в Прибайкалье много акций по уборке озера, но они разрозненные - каждый организует точечно что-то своё. Моей целью изначально было объединить в защиту озера два берега: Иркутскую область и Бурятию, поэтому мы взялись проводить свои мероприятия в двух регионах сразу. Волонтёров объединили в единую «Байкальскую береговую службу», которая обустраивает беседки, костровые, убирается - в основном избавляется от «могильников» - старых залежей мусора, которые годами лежат на берегу. За 5 лет мы провели около 40 акций, вывезли в общей сложности около 700 тонн мусора, в том числе на переработку.

Максим считает, что нельзя отказывать иностранцам чистить берега Байкала. Фото: Из личного архива Максима Токарева

Принципиальное отличие нашей «службы» от других организаций в том, что мы решили использовать всем хорошо знакомый принцип «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»: работаем, к примеру, с туристами. В «жаркий» сезон с 15 июля по 15 августа наши добровольцы подходят к отдыхающим и просят не оставлять после себя грязь, а также по возможности убрать то, что уже валяется в округе. Мы даём туристам мешок, перчатки, и они спокойно встают и начинают помогать нам. «Служба» оказалась настолько полезной, что её тиражировали на острова Приморья, там она называется «Остров мечты».

Кроме того, мы постарались объединить власть и бизнесменов. Например, в Листвянке провели конференцию, итогом которой стало то, что теперь часть мусора из посёлка отправляется на переработку. Бизнес вообще очень важно «подключать» к экологической работе: важно, чтобы предприниматели осознавали:  турист приезжает не к ним, а на Байкал, и если путешественник будет видеть только мусор, он больше не приедет, а значит, «частник» потеряет свои деньги.

В 201 году в Прибайкалье работали самые разные волонтерские программы. Фото: Из личного архива Максима Токарева

- В свой проект вы приглашаете иностранцев. Многие недоумевают: разве правильно привозить гостей убирать бардак за нами? Зачем показывать им «обратную сторону» нашего озера?

- Байкал - это 20% от запаса мировой пресной воды, а значит, правильно приглашать вообще всех, чтобы он оставался чистым. Я считаю, если человек изъявил желание приехать и помочь, мы не имеем права отказывать ему. «Нет, не надо приезжать, мы сами справимся». Так ему отвечать? Нет, конечно, тем более с проблемами, которые одолевают Байкал, уже сталкивались в других странах. К примеру, спирогира - с ней и в Америке борются, в Мичигане, и в Японии уже есть опыт.

Да и мусора на берегах озера на всех хватит. К тому же, возможно, знание того, что даже американцы приехали на уборку, подтолкнёт местных жителей «включаться» в экопроекты. Мы хотим больше работать с местным населением. Сейчас высокий процент волонтёров в нашем проекте - приезжие. Средний возраст добровольцев - 25 лет, но есть и те, кому за 40, за 50. Это люди, которые решили свой отпуск потратить на то, чтобы увидеть Байкал и чем-то ему помочь - совместить приятное с полезным. Притом каждый доброволец приезжает за свой счёт.

Тонны мусора убирают добровольцы с берегов Байкала. Фото: Из личного архива Максима Токарева

- 2018-й объявили Годом добровольца. Что это даст?

- Внимание к волонтёрам - это мотивация для каждого, кто бескорыстно тратит на полезные поступки своё личное время, деньги, ресурсы. Добровольцев нужно поощрять, но не зарплатой. Я знаю, что в Прибайкалье организовали какой-то отряд, где волонтёрам платят, и считаю, это не совсем правильно. Поощрять можно, например, какими-то образовательными проектами, интересной программой. Мы стараемся отблагодарить мастер-классами, лекциями, сделать так, чтобы волонтёры круто провели своё свободное время. Также важно, чтобы доброволец чувствовал свою принадлежность к большому движению. Раньше как было - октябрёнок, пионер, комсомолец, и это вдохновляло людей. Сейчас возвращается этакая «пионерия», но в новом виде. По крайней мере, я так себе это представляю.

- У нас всё громче говорят о проблемах Байкала. Вы постоянно общаетесь с людьми из разных городов и стран на тему экологии озера. Каков имидж Байкала за Уралом: самого чистого или уже самого проблемного водоёма планеты?

- Байкал во всём мире до сих пор знают как великое чистое озеро. Каким имидж был - таким и остался. Мы стараемся поддерживать его: организовываем выставки красивых фотографий озера в Москве: в аэропорту Шереметьево, на «Корабле Брюсов» - там выставили ещё и скульптуры выходцев из Байкальского региона. Нужно рассказывать о «жемчужине» с правильным посылом, но не забывать, что у озера есть проблемы, решить которые можно, лишь объединившись всей страной. «Если мы едины, мы непобедимы». Это хороший лозунг.