Как вернуть библиотеку в расписание жизни современного человека?

Современная библиотека - это немного и музей, и галерея, и театр, и учебное учреждение. © / Иркутская областная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского

Девиз «Тишина должна быть в библиотеке!» давно не актуален:

   
   
  • в библиотеку теперь ходят не только за книгами, но и на концерт, выставку, квест.
Фото: Иркутская областная библиотека имени И.И. Молчанова-Сибирского/ Алексей Сулимов

Как в одном пространстве уживается всё это и не теряется ли в нём собственно книга, мы беседуем с директором Иркутской областной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Ларисой Сулеймановой.

В этом году у Молчановки юбилей - 160 лет со дня основания. Подобных областных библиотек, с шикарным супероснащённым зданием, практически нигде нет по стране - разве что в Пензе. Она абсолютно заслуженно считается передовой российской библиотекой. На иркутян равняются, у нас учатся и перенимают опыт. 

- Лариса Александровна, а сама Молчановка на кого ориентируется? 
- Мы никогда не сравниваем себя с кем-то, только с собой прежними - смотрим, кем мы были год-два назад. Вообще, идеального образа библиотеки нет. Жизнь меняется, и этот образ постоянно «пересобирается», совершенствуется. Постоянно лишь одно: мы всегда стараемся нестандартно мыслить, пытаемся из своей коллективной головы вынуть какие-то шоры, сломать стереотипы. 

 

Что должно? Что можно? Что нужно?

- Да, библиотека сегодня больше, чем стереотипы о ней. Это немного и музей, и галерея, и театр, и учебное учреждение. Многие спорят, хорошо это или плохо. А на ваш взгляд, в чём плюсы такой многофункциональности? Не теряется ли таким образом главная цель - привить любовь к чтению? 
- Библиотека должна в нужный момент дать нужное знание. Тогда она остаётся библиотекой. Наша главная социальная миссия - делать мир понятнее. Школа учит, больница лечит, мы делаем мир понятнее. В любой непонятной ситуации иди в библиотеку, там тебе подскажут, как быть. Перед человеком может стоять учебная, производственная, бытовая задача, кто-то просто хочет развлечься, встретить интересных людей. Так библиотека выполняет свою коренную функцию - даёт людям информацию и знания. Причём не абстрактные знания, есть ли жизнь на Марсе, а прикладные, нужные здесь и сейчас конкретному человеку. 
Функционал библиотеки определяют три простых вопроса: что должно? что можно? и что нужно? 
Что должно? Это то, ради чего, собственно, библиотека существует. Библиотека должна знать, где какая информация лежит и как до неё дотянуться. 

Иркутяне предпочитают читать краеведческую литературу - она занимает первое место по запросам. Затем идёт научная литература, на третьей позиции премиальная художественная литература. иронические детективы, женские романы даже в сотню не попадают по запросам.

Что можно? Всё, что не запрещено законом. Если библиотека имеет право заниматься образовательной деятельностью, получив лицензию, почему ей этим не пользоваться? Если можно оказывать платные услуги, доход от которых пойдёт на развитие основных услуг (закупку книг, мебели, оборудования), то почему бы не заняться предпринимательской деятельностью? 
Что нужно? Библиотека должна быть в диалоге с жителями, знать, где «болит» и лечить эту проблему. Тогда она становится востребованной, понятной, люди воспринимают её как «свою».     
   


- Вы сказали, можно всё, что не запрещено законом. А рок-концерт, например, в стенах библиотеки провести можно? 
- А почему нет? У нас, кстати, проходили рок-концерты. Для этого, конечно, выбирается определённое время, мероприятие. Например, отлично подойдёт всем полюбившаяся библионочь. Мы даём возможность молодым коллективам заявить о себе и ломаем главный стереотип «библиотека - это скучно». Да, у нас масса ограничений и условностей. Но здесь важна позиция: ты либо делаешь то, что можно сделать, либо находишь кучу отговорок, чтобы ничего не делать. Мы понимаем, что идём правильным путём. 
Существует три концепции современной библиотеки. Библиотека как третье место - коворкинг, анти-кафе. Но если учреждение плохо оснащено, то оно третьим местом не станет. Люди пойдут туда, где красивее, приятнее обстановка. Здесь высокая конкуренция. 
Библиотека как центр интеллектуального  досуга тоже хорошо. Но в маленьких населённых пунктах не всегда есть возможность организовать качественный интеллектуальный  досуг. 
Наконец, библиотека как социальный хаб. Это место выработки новых идей для развития. Когда эти три концепции сочетаются, это даёт хороший эффект для развития библиотеки. Мы стремимся именно к такому симбиозу. 

Искоренить синдром бюджетника

- Такой подход требует перестройки мышления сотрудников. Как относятся к новым вызовам коллеги, особенно из муниципалитетов, ведь вы курируете все библиотеки в регионе?
- Очень часто мы слышим от коллег: «Почему я должен это делать? Я же библиотекарь». Что же должен делать современный библиотекарь? Не стоит ждать, что в каком-то министерстве за нас всё придумают и выдадут идеальный рецепт, как быть полезным и востребованным в своей профессии. Очень важно движение снизу. При этом такие инициативы практически всегда поддерживают сверху. Библиотекари должны искоренить в себе синдром бюджетника: это когда «солдат спит - служба идёт». Так долго не протянешь. 
Зачастую люди, приходя в библиотеку, сами не знают, что хотят там получить. И библиотекарь должен сам взять и повести человека. Мы ведь, обращаясь к стоматологу, не диктуем доктору, как лечить зуб, так и здесь. Главная цель - вернуть библиотеку в расписание жизни современного человека. Мы идём в аптеку, магазин, потому что нам надо. Нужно сделать так, чтобы в библиотеку тоже было надо. 


- Библиотеки обычно жалуются на скудное финансирование. Денег действительно не хватает на все задумки и «хотелки»?
 - Парадоксальная ситуация: деньги у государства есть, но чтобы их взять, нужно подумать, поработать, быть более открытым, инициативным, креативным. У нас же очень «герметичное» профессиональное сообщество. Библиотекарь придумает сто причин, по которым что-то сделать нельзя. Это, к сожалению, пока характерно для многих. 
Но перестройка, переформатирование идёт. В городах и посёлках открываются модельные библиотеки, которые созданы уже с учётом современных трендов. Модельная библиотека - это не просто ремонт, покупка нового оборудования, мебели, книжного фонда, это изменение концепции библиотеки. В Иркутской области 754 библиотеки. Понятно, что все модельными не сделать, но изменить их работу можно в партнёрстве с некоммерческими организациями, активными гражданами, малым бизнесом, органами власти. Главное - желание.
Например, на базе библиотек могут быть созданы туристско-информационные центры (таких, кстати, уже пять), либо публичные центры правовой информации, где специалисты обучают людей пользоваться порталом Госуслуг (таких центров в сёлах региона 60). Люди, придя в библиотеку, могут зарегистрироваться на портале Госуслуг, подтвердить свою личность, получить консультацию, отсканировать документы, отправить заявку на получение какой-то услуги: записаться к врачу, оформить землю в собственность, сменить паспорт. Для людей пожилого возраста это просто неоценимая помощь. 

Пустое интернет-хранилище?

- Сейчас книги и другие источники информации переходят в электронный формат. Не угрожает ли это библиотеке как явлению? Зачем строить 7-этажное здание библиотеки, если всё можно хранить на флешке? 
- Это иллюзия, в Сети ещё далеко не всё есть. А то, что есть в Интернете, очень часто доступно за приличные деньги. Глобальная информатизация - это всего лишь инструмент, который должен помочь библиотеке обрести новые возможности. 
- Как меняется читательский интерес у иркутян? Что предпочитают читать сегодня?
- На первом месте литература по краеведению, затем идёт научная литература (лидирует юридическая, историческая), на третьем месте - премиальная художественная литература. Иронические детективы и женские романы  даже в сотню не попадают по запросам. 

КСТАТИ
В пандемию жизнь в Молчановке била ключом. Рассказывая об этом сложном периоде, Лариса Сулейманова говорит удивительную фразу: «Библиотека там, где читатель. Если читатель сейчас дома, то библиотека должны прийти к нему домой». И она пришла. Летом сотрудники запустили уникальный сервис по доставке книг через магазины крупного книжного ретейлера. С 2018 года в Молчановке уже работал возврат книг таким способом, то есть читатель брал книгу в библиотеке, а сдать её мог в книжный магазин, с которым сотрудничает библиотека. Таких филиалов по городу 20 - в разных районах. Теперь и доставку книг из библиотеки можно оформить через магазин. Для этого запустили электронную регистрацию читателей через Госуслуги. Любой человек может дистанционно записаться в библиотеку и спокойно заказывать книги. Раз в неделю их развозят по торговым точкам. Так, с 15 июля этой услугой воспользовались 923 человека, из них впервые записались в библиотеку 725 человек.