«Кровный» интерес. Как работают станции переливания крови во время пандемии

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

20 апреля – национальный день донора в России. Этот день Служба крови Иркутской области встретит, как и вся страна, в режиме повышенной готовности. Как поддерживаются достаточные для обеспечения потребностей региона запасы крови, «АиФ-Иркутск» рассказал главный врач Иркутской областной станции переливания крови Максим Зарубин

   
   

Доноры на самоизоляци

Максим Зарубин. Фото: АиФ/ Инна Пальшина

Главврач признал, что режим самоизоляции, введённый в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции, привёл к тому, что число доноров в регионе уменьшилось практически вдвое – граждане отложили свои визиты на станцию переливания крови и практически прекратились выезды на предприятия для забора крови у их сотрудников.

В этих условиях Служба крови активнее стала рассылать смс-сообщения и обзванивать доноров региона с приглашением на сдачу крови. Пришлось прибегнуть и к помощи регионального руководства и местных властей.

«Мы обратились к мэрам и председателям дум шести городов, где у нас находятся подразделения Службы, с просьбой определить у себя ответственных за взаимодействие с нами и поспособствовать привлечению доноров малыми группами на забор крови. Также направили письма на предприятия этих городов, работники которых сейчас также приходят и сдают кровь. В результате мы практически компенсировали количество доноров, и сейчас наши запасы позволяют оказывать медицинскую помощь», уточнил Максим Владимирович.

Скоропортящийся резерв

Однако сложности в создании резервов крови и компонентов всё же остаются. Но связаны они не с недостатком доноров, а с самими компонентами, вернее со сроками их годности. Например, у тромбоцитов срок хранения 5-7 дней, у эритроцитов сорок два дня, у плазмы – три года с момента заготовки.

«Запасов плазмы области хватит на полгода. А эритроциты мы столько хранить не можем, их необходимо восполнять постоянно. Поэтому запасы эритроцитов – пятидневные, при условии, что мы их ежедневно поддерживаем. Есть некое количество замороженных на экстренные случаи, которые пока не трогаем. Их количество также ограничено, и они не могут заменить обычную заготовку крови. Но это хороший резерв, который в экстренных случаях может понадобиться. У тромбоцитов срок хранения всего 5-7 дней. Поэтому создавать запасы этого компонента очень сложно. Но практически все заявки у нас удовлетворяются и ежедневно мы его заготавливаем, передаем в больницы и оставляем некое количество в резерве на экстренные случаи», рассказал главврач.

COVID-19 через кровь не передаётся

Максим Владимирович пояснил, что пока не представлено ни одного случая гемотрансмиссивной (через донорскую кровь) передачи COVID-19. Поэтому нет и рекомендаций о проверке донорской крови на новую коронавирусную инфекцию.    
   

«В то же время есть сообщения о заготовке плазмы людей, переболевших COVID-19, имеющих антитела к этому вирусу, с целью лечения больных. Пока этим занимается Москва, где есть случаи клинического применения этой плазмы и есть результаты.

Мы же пока следим за ситуацией, изучаем опыт других регионов. Технические возможности у Службы крови Иркутской области в части заготовки плазмы выздоровевших имеются, а вот тестирования – только с привлечением специалистов других медучреждений», пояснил Максим Зарубин.