Конфликты между учителями с одной стороны и школьниками или их родителями – с другой возникают нередко. Это проблема не только регионального, но и федерального уровня. Именно поэтому в конце прошлого года в России приняли закон о защите учителей от насилия и оскорблений. Своим мнением о новом законе поделилась председатель областного профсоюза работников образования Валентина Федосеева.
«Вопрос взаимоотношений между учителем, учеником и родителями был всегда, но в последние годы таких конфликтов становится больше, – говорит Валентина Геннадьевна. – Одна из причин, на мой взгляд, – подход к процессу образования как к услуге. Так получается, что доля ответственности образовательной организации, руководителей, педагогов за обучение, воспитание выше, нежели родителей. Ответственность за конфликт, как правило, ложится на образовательную организацию, педагогов. Поэтому ни школа, ни педагоги об этих проблемах открыто не заявляют. Нередко, если конфликт заходит далеко, педагог сам увольняется, либо во избежание репутационных рисков ему предлагается «уйти по собственному желанию».
Уметь и хотеть защищаться
Тема насилия в образовательной среде, в том числе по отношению к педагогам, возникла не сейчас. О ней заговорили открыто более 10 лет назад. По инициативе Общероссийского профсоюза образования были проведены две всероссийские конференции, на которых обсуждались причины роста агрессии и проявления насилия в образовательной среде, его влиянии на её безопасность. На конференции 2018 года предлагалось в целях повышения ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся снизить возраст лиц, подлежащих административной ответственности за совершение административного правонарушения с 16 до 14 лет, а также усилить административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних. Сегодня штраф за ненадлежащее воспитание детей – это 100-500 рублей. В числе предложений – повысить эффективность деятельности психолого-педагогических служб.
В декабре прошлого года определённые меры приняты, внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Это – прямое указание на обязанность обучающихся соблюдать дисциплину на учебных занятиях, на запрет применения физического или психического насилия по отношению к педагогическим работникам. Право последних – самостоятельно или через своих представителей направлять в органы управления образовательной организации обращения о применении дисциплинарных взысканий к обучающимся, нарушающим или ущемляющим их права. Такие обращения в обязательном порядке должны быть рассмотрены.
Родители тоже в ответе
«Шаг в защиту педагогов сделан, – продолжает руководитель профсоюза. – Он даёт право жаловаться на неподобающее поведение руководству школы, педсовету, чтобы те приняли меры: от замечания до отчисления школьника. Понятно, что отчислить можно того, кому уже исполнилось 15 лет, и после того, как были испробованы другие меры воздействия».
Конечно, и раньше существовали инструменты защиты прав, такие как судебные иски о защите чести и достоинства. Но суд требует много времени, моральных и физических сил, которых у загруженного педагога и так не хватает. Педагоги на это не идут. Данное учителям право обращаться в администрацию учебного заведения в этом смысле реализовать легче.
«Для защиты педагога важна солидарность коллег, поддержка руководства, – отмечает Валентина Федосеева. – Юридическое сопровождение мы членам профсоюза обеспечиваем. Но всё же главное – педагог должен быть настроен отстаивать свои права».
Новый закон вступил в силу, теперь за ним должны измениться школьные уставы, правила внутреннего распорядка и другие локальные нормативные акты.
Закреплённое в законе право педагога обращаться к руководству за защитой накладывает дополнительную ответственность на администрацию школы: директор, педсовет обязаны разобраться в том, что стало причиной конфликта. Также в профсоюзе призывают не забывать об ответственности родителей.
«Если в семье не пытаются разобраться, а в любом конфликте становятся на сторону ребёнка, это ложное понимание заботы. Лучше родителям корректировать социальные навыки подростка, пока цена ошибки ниже, чем во взрослой жизни, – уверена Валентина Геннадьевна».