Ледяной ад. В Иркутской области пенсионерка 10 лет живет без отопления

Альбине Смирновой предоставили квартиру в этом доме в 1987 году в качестве временного жилья. © / предоставлено АиФ-Иркутск героями публикации.

В селе Кобляково Братского района Иркутской области воспитательница детсада на пенсии живёт в аварийном доме, который зимой промерзает насквозь. И безуспешно добивается переселения из непригодного жилья. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Подробности в материале irk.aif.ru.

   
   

В минус 50 - без батарей

72-летняя пенсионерка Альбина Смирнова всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду при кобляковском совхозе. В 1987-м ей выдали квартиру в деревянной двухэтажке 1962 года постройки. Говорили, что временно, потом дадут жильё получше. Совхоз развалился и осталась Альбина Михайловна жить в ветшающем доме.

Соседи постепенно съезжали – просто бросали квартиры, местные власти отключали безжизненные квадратные метры от отопления. В 2014 году из-за аварии навсегда оставили без тепла и квартиру Альбины Смирновой. С тех пор её жильё зимой превращается в настоящий «ледяной ад», морозы в этих краях – до минус 50. По углам туалета и кухни намерзают сугробы.

Внучка в холода забирает бабушку к себе в Братск, но постоянно жить там пенсионерка отказывается – не хочет стеснять семью с ребёнком, да и за дом переживает.

То, что зимовать приходится, включая в каждой комнате по три обогревателя и перегружая старые электросети, – не единственная проблема. В квартире есть только холодная вода. Дом разрушается. Потолок скоро рухнет на голову. На стенах – грибок и плесень.

Дом признан аварийным. Пенсионерка годами добивается переселения: жаловалась во все инстанции, судилась. Суд постановил переселить её в 2021 году, но это решение до сих пор не выполнено.

   
   
Зимой в кухне и туалете по углам лежит снег. Фото: предоставлено АиФ-Иркутск героем публикации.

«В прошлом году власти впервые предложили варианты для переселения в Братске, но совершенно не приемлемые, – рассказывает внучка пенсионерки Алла Метялева. – В одном из общежитий, куда мы с представителем отдела жилищной политики и адвокатом приходили, нас самих приняли за комиссию по расселению».

Так как в Кобляково квартир для переселения нет, Альбина Смирнова предлагает, чтобы ей выплатили компенсацию. На эти деньги она бы купила комнату в Братске. На днях пенсионерке от властей пришёл ответ, что раньше 2025 года компенсацию ей не выплатят.

Проверить на халатность

В октябре 2023 года делом заинтересовались правоохранительные органы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Халатность».

«Ранее следователи дважды заводили дело о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Братского района своих обязанностей, – рассказали в Следственном управлении СК РФ по Иркутской области. – Постановления о возбуждении уголовных дел отменялись прокурором района».

Ход нового уголовного дела взял на контроль руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Глава ведомства затребовал у начальника регионального управления СК Анатолия Ситникова доклад о расследовании, а также о причинах волокиты.

Следователи допросили сотрудников районной администрации, членов межведомственной комиссии, которая принимала решение о признании дома аварийным, глав сельских поселений, изъяли документы из администрации.

Зимой Альбине Михайловне приходится включать в каждой комнате по три обогревателя. Фото: предоставлено АиФ-Иркутск героем публикации.

В пресс-службе областной прокуратуры сообщили, что начали проверку по поводу того, почему местная администрация не представила Альбине Смирновой жильё по договору соцнайма вопреки решению суда. Мэру района внесли представление с требованием устранить нарушения законодательства.

Руководство Следкома обратилось к губернатору Иркутской области с просьбой принять меры для решения жилищного вопроса Альбины Смирновой. Пока же она вынуждена даже из комнаты на кухню выходить в куртке и зимних сапогах.

«Невозможно так жить, нечеловеческие условия! – говорит пенсионерка. – Решение суда есть, а оно не выполняется. Разве это справедливо?»