Неделя при лучине
Село Аносово Усть-Удинского района, которое и так не знает, что такое стабильная подача электроэнергии, в конце ноября пять дней жило в условиях жёсткой экономии электричества. Свет давали только на 11 часов в сутки - с семи утра до полудня и с шести вечера до 12 ночи. Всё остальное время электричества не было, потому что не хватало дизельного топлива из-за сорванных поставок.
В Аносово живёт 600 человек. Как рассказали «АиФ в ВС» сельчане, автономные станции есть только у местной школы, да у нескольких жителей, поэтому они, когда случились перебои в подаче электроэнергии, не оставались в потёмках. А вот остальные буквально возвращались из цивилизации в прошлый век и зажигали свечи. О своей проблеме сельчане сообщили иркутским журналистам. Только после того как информация прошла в региональных средствах массовой информации, ситуация изменилась.
«Насколько мне известно, у поставщика электроэнергии - предприятия «Облкоммунэнерго-Сбыт» - не хватает средств на выполнение графика поставок топлива. Его обращения в правительство региона увенчались выделением субсидий на горючее, - рассказал «АиФ в ВС» глава села Александр Орлов. - Сейчас у нас есть запас топлива, очередная поставка была 2 декабря, ещё одну обещают в конце месяца, чтобы обеспечить нас горючим на новогодние праздники».
Глава Аносово отметил, что сейчас «острой угрозы повторения ситуации» нет. Электричество у жителей села есть 20 часов в сутки. Учителя местной школы рассказывают, что это нормально, в таком режиме село живёт уже много лет. В 60-80-е годы свет вообще давали только на четыре часа в день. Но Александр Орлов нынешнее положение дел всё равно называет «ужасным», ведь нестабильность в подаче электроэнергии, скачки электричества постоянно выводят из строя бытовые приборы.
«Если говорить о концептуальном решении вопроса, то в 70 км от села проходит высоковольтная линия электропередачи, к которой нас можно было бы подключить, но этого цинично не сделано из-за экономии, потому что подключение стоит дорого, а людей в селе мало, - говорит Александр Орлов. - Другим решением могла бы стать смена парка подающих дизель-генераторов. Нужны промышленные дизели или судовые, рассчитанные на постоянную работу без остановок, а у нас они камазовские».
Коммунальное хозяйство не обновляется, проводка везде старая, каждый день существует риск аварий. Деньги, которые получаем на народные инициативы, вынуждены тратить на покупку трансформатора, вместо того чтобы создать себе что-то для проведения досуга.
По словам главы села, для местного населения жить в цивилизованное время в условиях такого ограничения ещё обиднее от того, что в годы затопления ложа Братского водохранилища в Усть-Удинском районе коренные поселения ушли под воду, а людей переселили, ради того чтобы страна получила электричество. Для самих же переселенцев, пожертвовавших родным домом, для их потомков эта электроэнергия оказалась в дефиците.
По сусекам поскребли
В конце ноября ограничить подачу электричества из-за дефицита топлива «Облкоммунэнерго-Сбыт» обещал и в посёлке Ербогачён Катангского района. Но потом решил на такие меры не идти. Между тем, если ресурсы не успеют вовремя пополнить, населённый пункт, где живёт 2,3 тыс. человек, останется не только без света, но и без тепла, потому что от местной дизельной электростанции запитана центральная котельная.
Как сообщила «АиФ-Иркутск» глава посёлка Елена Дроздова, поставщик горючего «Облкоммунэнерго-Сбыт» не может завезти ресурсы, поскольку до сих пор не открыт зимник. Его обещали сдать в эксплуатацию 1 декабря, но прошло уже полторы недели, а по дороге всё ещё не пустили транспорт, поэтому бензовозы с дизтопливом не выходят из Усть-Кута в Ербогачён.
«Ситуация тяжёлая. Мы можем продержаться ещё неделю за счёт того, что помогли поставщику пополнить запасы горючего. 50 тонн дизельного топлива заняли у местных жителей, которые приобретают его для своего транспорта, ещё 100 тонн предоставила районная администрация, также топливо дала одна из авиакомпаний, - рассказала Елена Дроздова о ситуации по состоянию на понедельник, 7 декабря. - По зимнику ещё ни одна машина не прошла, готов он или нет - непонятно, сейчас у нас оттепель, на улице утром всего минус пять, днём ещё теплее, болота по зимнику не везде замёрзли. Поставщик топлива пока не рискует отправлять машины, ждёт, когда безопасность проезда по дороге будет подтверждена. В то же время, благодаря потеплению, расход топлива снизился, пока держимся».
Особое мнение:
Владимир Головщиков, член научно-экспертного совета при правительстве Иркутской области по энергоэффективности:
В Тофаларии, где тоже получают энергию от дизельных электростанций, я также предлагал в трёх посёлках установить ветро-солнечные станции. И тогда на солярке можно было бы здорово сэкономить».
Комментарий:
Николай Труфанов, депутат Законодательного собрания Иркутской области от северных территорий:
У проблем, возникающих в ходе отопительного сезона, причин несколько, но так или иначе они связаны с финансированием. Коммунальные предприятия и администрации на местах ежегодно формируют объём поставок топлива, заявляя его и защищая необходимые размеры финансирования. К началу отопительного сезона иногда получается, что запланированного объёма топлива недостаточно из-за особенностей местных предприятий ЖКХ, внутримуниципального распределения средств, каких-либо неучтённых моментов - вплоть до климатических аномалий. Немалую роль играет и бюджетная экономия, рассчитывают «впритык», резерва нет. Если в конкретном поселении нет запаса топлива, проблемы возникают даже потому, что коммунальное предприятие не успевает перебросить горючее от специализированной точки хранения до теплоисточника.
Есть проблемы и у поставщиков энергоресурсов. Начало отопительного сезона и финансовый год не совпадают, поэтому сначала на север поставляется топливо, а оплачивается оно с задержкой в несколько месяцев, а иногда и лет. Транспортники часто возят топливо на собственные средства. Стоимость муниципального контракта, подписанного до начала навигации, не меняется, вне зависимости от того, какой будет цена у поставщиков угля, или от того, каким окажется уровень воды в реках. И если при нормальных глубинах плановый объём груза можно завезти, например, за 25 рейсов, то при мелководье и половинной загрузке судов приходится уже за 50. Издержки перевозчику никто не компенсирует. А иногда районные предприятия ЖКХ, получив топливо, объявляют о банкротстве, и в этом случае поставщики и транспортники оказываются вообще без денег. На сегодня по области задолженность коммунальщиков за ранее потреблённое топливо превышает миллиард рублей!»
Смотрите также:
- Из-за отсутствия зимника в посёлке на севере Приангарья не хватает топлива →
- В селе Аносово Иркутской области дали свет после обращения жителей в СМИ →
- Дошло ли топливо в Ербогачён? →