На страже сбережений. Что поможет защитить деньги от мошенников

Участники круглого стола уверены, что за безопасность финансов от мошенников ответственны не только полицейские и сотрудники банков, но и владельцы этих денег. © / Анна Попова / АиФ

Новые способы борьбы с аферистами обсудили на круглом столе «Технологии искусственного интеллекта и цифровая грамотность для устойчивого развития региона». Участие в нём приняли представители Байкальского банка Сбербанка России и сотрудники силовых структур, занимающиеся раскрытием преступлений, связанных с мошенничеством.

   
   

Повесить трубку за 30 секунд

«Уже сейчас можно видеть, что методы совершения киберпреступлений совершенствуются, – рассказывает председатель Байкальского банка Александр Абрамкин. – Ведущие компании страны и мира сталкиваются с атаками на серверы. Не так давно Сбер подвергся крупной DDOS-атаке мощностью в миллион запросов в секунду, которая была отражена. Злоумышленники компрометируют и персональные данные: причём если раньше всё ограничивалось номерами телефонов, то сейчас речь уже заходит даже о государственных тайнах. Мы видим рост хищения денег у граждан и понимаем, что эти деньги идут на финансирование деятельности киберпреступников».

По словам заместителя председателя Байкальского банка Дмитрия Жорова, проблема кибербезопасности является серьёзным вызовом для специалистов в этой сфере.

«Затраты на кибербезопасность в стране в этом году увеличили в 5 раз – до 25 миллиардов рублей, – отмечает он. – Чтобы наладить продуктивную работу в этом направлении, нужно сконцентрировать усилия крупных компаний. Если говорить о кибермошенничестве, то общий оборот похищенных средств вырос, но при этом и объём предотвращённых хищений также увеличился. Главным трендом остаётся именно мобильное мошенничество. Появляются новые схемы хищения средств. Появляются дропперы – держатели карт и счетов, через которые проводят украденные средства. Чтобы сохранить сбережения, важно прервать разговор со злоумышленником в первые 30 секунд. В противном случае можно попасть под влияние аферистов».

Заместитель начальника Управления уголовного розыска МВД России по Иркутской области Иван Кузьмин рассказал о трёх основных способах обмана, которые используют мошенники.

«Первый – это, конечно, звонки от «службы безопасности банка» с просьбой перевести деньги на якобы безопасный счёт, – отмечает он. – Второй – звонок от подставного сотрудника полиции, сообщающего, что родственник попал в ДТП. Это, наверное, древнейший способ обмана, и страдают чаще всего пожилые люди. Третий – это «инвестирование». Злоумышленники предлагают вкладываться в акции на криптобиржах и в инвестиционных фондах под высокие проценты».

   
   

В зоне риска пенсионеры

Среди ключевых правил, которые помогут защититься от мошенников: не доверять звонкам из мессенджеров, не сообщать никому коды подтверждения из банковских приложений, игнорировать звонки от «сотрудников ФСБ и Центробанка» и не переходить по подозрительным ссылкам – тем более из личных сообщений.

Как рассказал начальник управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью областной прокуратуры Владимир Бабиков, четверть преступлений, совершённых в Приангарье в этом году, связаны с мошенничеством и хищением средств. За 10 месяцев 2023 года злоумышленники похитили у граждан более 1,5 миллиарда рублей. В зоне риска остаются люди старшего возраста и пенсионеры. 58 процентам пострадавших больше 40 лет.

Нередки случаи, когда мошенники уговаривают жертву прийти в банк и взять кредит под вымышленным предлогом. Однако специалисты финансовых организаций уже разрабатывают методы предотвращения подобных преступлений.

«В Байкальском банке стартовал проект «Антитеррор – Социальная инженерия», – говорит начальник отдела экономической безопасности Артём Воробьев. – Когда мошенники уговаривают жертву взять кредит, им важно, чтобы сотрудники банка, где она будет брать заём, ничего не заподозрили. Тогда они помогают человеку придумать «легенду»: например, что деньги он берёт на покупку машины или квартиры. Как только специалисты замечают, что клиент банка начинает совершать не присущие ему финансовые операции, они блокируются, а человеку приходит уведомление с просьбой посетить отделение банка. Его встретят сотрудники подразделения экономической безопасности и проведут беседу, чтобы выяснить, является ли цель оформления кредита реальной. Перед этим изучается личный и экономический профиль клиента».

На защите сбережений каждого гражданина стоят не только полицейские и следователи, но и сотрудники банков. Однако не стоит забывать и о личной ответственности за собственные деньги. Ведь мошенники не смогут добраться до ваших счетов, если вы не откроете им путь сами.