Не безымянные. Спустя почти полвека сибирячка нашла могилу своего отца

О том, когда, где и при каких обстоятельствах погиб младший лейтенант Андрей Семёнович Рукосуев, не знала ни его семья, ни командование. Чтобы установить это, потребовалось почти полвека.    
   

До войны Андрей Рукосуев жил в родной Новочунке, успел поработать в колхозе, жениться на односельчанке, отслужить срочную службу в охране Кремля, куда брали самых достойных. Дома его ждали жена и дочка Валюшка, которую он так ни разу и не увидел. Когда прогремел июнь 41-го, красноармейца Рукосуева направили в действующую армию. Последняя весточка о нём хранится в семейном архиве - справка от командира, дающая право на пособие семье фронтовика. Она датирована 2 марта 1942 года, а через месяц Андрей Рукосуев погиб. Но дома об этом не знали. Дома его ждали - даже тогда, когда перестали приходить письма, когда почта десятками стала приносить похоронки на земляков, когда кончилась война. Ни извещения о гибели младшего лейтенанта Рукосуева, ни сообщения «пропал без вести» его близкие так и не получили.

Долгий путь

Валентину с юных лет не отпускала мысль: узнать, где погиб отец, найти его могилу и отдать последний долг. Где-то в глубине души жила уверенность, что это удастся. Но понимала, что путь предстоит долгий и трудный: добиться истины из далёкой сибирской Новочунки - всё равно, что пешком обойти всю страну, каждое поле боя…

Поиски 16-летняя Валентина начала в 1956 году с запроса в районный военкомат. Потом в областной. Всё безрезультатно - о бойце Рукосуеве никто ничего не знал. Ей посоветовали написать в Центральный архив Минобороны. Оттуда в феврале 2009 года она получила лаконичную справку, какие архив рассылал, наверное, тысячами со ссылкой на «картотеку безвозвратных потерь»: «Сообщаем, что младший лейтенант Рукосуев Андрей Семёнович, 1920 г.р., уроженец Иркутской области, Шиткинского района, д. Новочунка, командир взвода комендантской роты 154 стрелковой дивизии, убит 1 апреля 1942 года, место захоронения не указано». С марта по апрель 1942-го дивизия входила в состав 49 Армии Западного фронта. Армия вела боевые действия неподалеку от города Юхново Калужской области. Так Валентина Андреевна узнала, где воевал её отец. Она написала письмо в Юхновский военкомат и получила ответ о том, что да, действительно в деревне Долино существует огромное массовое захоронение, бескрайнее поле, где свой последний бой приняли около шести тысяч бойцов. Военком прислал Валентине Андреевне и приглашение с подробным описанием, как добраться до этого места. И она отправилась в дорогу.

Женщина нашла могилу отца Фото: Из личного архива

«У незнакомого посёлка…»

В мае 2010-го, в канун 65-летия Победы, Валентина Андреевна доехала только до Москвы. Вынуждена была в тот же день сесть на обратный поезд - подвело здоровье. Сказывался возраст за 70, трое суток в поезде и неописуемое волнение. В 2013 году состоялась вторая поездка. Сибирячка до сих пор вспоминает, как тепло и внимательно к ней отнеслись в московском представительстве Калужской области, как её встретил военком из Юхнова, как ехали до братской могилы. Военком не переставал удивляться, как можно было решиться пожилой хрупкой женщине ехать в такую даль, в таком возрасте да ещё одной… Крепки сибирские люди! И в бою, и в работе, и в устремлениях…

Это был день 7 мая. Возле деревни Долино собрались сотни людей, которые так же, как Валентина Черниговская, десятилетиями искали место упокоения своих близких-фронтовиков. Кто-то приезжал на братскую могилу не первый раз. Кому-то ещё суждено приехать: на этом месте продолжаются поиски, и неизвестно, сколько ещё установленных имён появится в списке погибших под Юхновом…

Что пережила здесь Валентина Андреевна, о чём думала, навсегда останется сокровенным, тем, что дано испытать человеку в минуту святой скорби. В свои 22 года её отец погиб здесь ради того, чтобы жена и дочка, внуки и правнуки жили в мире много-много лет. И посетить его могилу, увидеть место гибели, почтить память - последнее, что могли сделать для него родные. На ленте венка, который возложила его дочь, было написано: «От сибиряков - защитникам Отечества».

   
   

Валентина Андреевна бережно хранит воспоминания о той поездке, фотографии, всю переписку и справки, что помогли ей исполнить печальную, но всё же мечту всей жизни. Есть у неё ещё одна задумка - узнать, остались ли ещё в живых ветераны 154 стрелковой дивизии, в которой воевал её отец. Может быть, эти люди рассказали бы о своём боевом товарище, о его оборванной военным снарядом судьбе…

Смотрите также: