Не дать засохнуть. Жемчужина Сибири дозвалась на помощь?

Алексей Байфа / Из личного архива

Никаких конкретных решений по спасению Байкала чиновники пока не озвучили, обозначив лишь круг проблем и цель - понять, как эффективно развивать эту территорию, не нанося ей экологического ущерба. А план действий ещё предстоит разработать.

   
   

Низко падаем

- В условиях дефицита бюджетных средств нам необходимо обеспечить их максимально эффективное использование, чтобы выполнить поставленные задачи, - подчеркнула на совещании по проблемам Байкала, которое состоялось в Иркутске, руководитель Федерального агентства водных ресурсов Марина Селивёрстова. - Мы совершили содержательную рабочую поездку в Байкальск, много вопросов поднято, но не на все получены ответы, и это определяет для нас фронт работ на ближайшее время.

Марина Селивёрстова также обозначила то, что должны были сделать федеральные чиновники уже давно, о чём постоянно говорит общество. Она подчеркнула, что проблемы Байкала надо решать самым широким кругом. Спасение уникальной экосистемы - наша общая обязанность, ведь не только меняющийся климат влияет на озеро, мы и сами своим хозяйствованием превращаем жемчужину в болото. По данным Росводресурсов на 14 января, уровень воды в Байкале уже ниже критической отметки на 6 см. В этом году он падает быстрее, чем в прошлом, говорит директор Сибирского филиала Росгеолфонда Сергей Торопов. Если так пойдёт дальше, к началу мая уровень упадёт почти на 30 см, тогда как той зимой опускался на 13 см.

Тяжёлое положение

Кстати:
В 2014 году Байкал посетило более 2 млн туристов: в пять раз больше, чем в 2005-м. Ежегодно в озеро сбрасывается 4 млн кубометров недоочищенных сточных вод. А единственный лицензированный полигон для ТБО в границах центральной экологической зоны есть только в Ольхонском районе. В 2015 году на Байкальской природной территории обнаружили 23 несанкционированные свалки площадью 53 га.
Но мелководье не единственная серьёзная проблема Байкала. Ежегодный прирост турпотока ребром ставит вопрос с вывозом мусора и с очисткой сточных вод. На Байкале нет ни системы сбора отходов, ни цивилизованной канализации в заселённой местности, его берега нещадно захламляются, в акваторию и на рельеф сбрасывается астрономическое, как выразился Сергей Торопов, количество недостаточно очищенных сточных вод. В научной среде есть версия, что фосфаты, которые таким образом попадают в озеро, стали причиной зарастания Байкала водорослью спирогирой.

До сих пор не начались работы по рекультивации площадки закрытого Байкальского ЦБК, в накопителях которого находится более 6 млн тонн шлам-лигнина. «В случае сильных землетрясений всё это может свалиться в Байкал, - подчеркнул Сергей Торопов. – Кроме того, сохраняется купол загрязнённых грунтовых вод, и происходит их дренаж в озеро».

Для распутывания кома проблем нужно приложить колоссальные усилия, и как можно быстрее, пока «пациент» жив, чтобы не потерять источник пресноводного ресурса - такого же колоссального, но уже истощающегося. Как отметила Марина Селивёрстова, Байкал нужно развивать, но строго соблюдая природоохранное законодательство. «И эффективность работы нужно измерять не только объёмом взысканных административных штрафов, главное – добиться экологически устойчивого состояния этой уникальной природной системы», - подчеркнула руководитель Росводресурсов.