«Не люблю, когда называют героем». Волонтеры – об ужасах паводка в Тулуне

По словам волонтеров, сложнее всего было видеть стах и слезы стариков и детей. © / Правительство Иркутской области

Когда многие стремились покинуть «захваченный» водой Тулун, они направились в самое сердце трагедии. Несмотря на страх и юный возраст, волонтеры, засучив рукава, принялись помогать тем, кого беда не обошла стороной. И только сейчас, когда вода покинула родной город, они смогли вздохнуть спокойно и вернуться к привычным подростковым делам – встречам с друзьями и подготовке к экзаменам.

   
   

Чему научила их трагедия и в чем теперь они видят свое предназначение, волонтеры рассказали корреспонденту «АиФ-Иркутск».

«Я был там не один»

В последних числах августа в Иркутскую область пришло радостное сообщение – президент России Владимир Путин представил к благодарности нескольких жителей региона, которые наиболее активно участвовали в ликвидации последствий сильнейшего паводка, обрушившегося на несколько районов в июне. В списке отличившихся было и имя учащегося Тулунской гимназии Марата Самусенко.

16-летний парень вспоминает, что о награде ему сообщили по телефону. Он обрадовался, но в то же время удивился, что выделили его одного. «Нас было много – тех, кто помогал пострадавшим, – говорит Марат. – Поэтому мне немного неловко, что награду получу только я один».

Молодой человек вспоминает, что, когда вода стала подступать, он был в Тулуне, и сразу же решил, что обязательно пойдет помогать тем, кто пострадает от стихии. «Мне не было страшно за себя, а скорее – за других людей. Когда мы пришли в пункт временного размещения, чтобы записаться в волонтеры, там было много людей – кто-то плакал и приговаривал: «Будто война началась». Это страшно!». При этом, по словам Марата, он понимал, что хуже уже не будет, поэтому успокаивал людей, как мог.

Крепким парням определили фронт работы: разгружать фургоны, которые привозили гуманитарную помощь со всей России, раздавать необходимые людям вещи, помогать пострадавшим заселяться в пункты временного и долговременного размещения. Марат и его друзья брались за любую работу, чтобы хоть немного облегчить участь тех, кто этим летом потерял все – дома, личное хозяйство и даже близких людей.

«Я был волонтером с самого первого дня и до конца, – рассказывает Марат. – Сейчас наша помощь уже не нужна, поэтому мы вернулись к своей привычной жизни. В этом году я пошел в 11 класс. Буду готовиться к экзаменам, чтобы после связать свою жизнь со службой – решил, что стану спасателем или полицейским. Это моя мечта с детства!»

   
   

Высокая награда никак не изменила жизнь парня: «В школе ко мне относятся, как и раньше. Я считаю, что ничего особенного не сделал – многие поступили бы так же, как и я. Поэтому не люблю, когда меня называют героем».

«Мы стояли и смотрели, как плывут дома»

Президентской награды удостоилась еще одна школьница из Тулуна – ученица десятого класса средней школы №25 Лилия Татарникова.

Девушка вспоминает, что, когда начался паводок и город довольно быстро стал уходить под воду, она была с одноклассниками в туристической поездке. Ее телефон был вне зоны доступа, поэтому о том, что происходит в родном Тулуне, школьница узнала, когда группа уже возвращалась назад.

В Тулуне девушка выяснила, что ее дом стихия не тронула, но зато пострадал многоквартирный дом, в котором жила ее бабушка. «Вода была в подвале и на нижних этажах. К счастью, до квартиры бабушки она не дошла. Но зато наша дача «уплыла», ее спасти не удалось», – говорит школьница.

При первой же возможности Лилия вместе с братом и мамой отправились в родную школу девочки, где размещали тех, кто остался без крова. Первое что бросилось в глаза – гнетущая атмосфера, ведь в одном месте собрались люди, у которых стихия отобрала нажитое годами и непосильным трудом. «Мое самое неприятное воспоминание: мы стоим на берегу и смотрим, как вода уносит дома – один за одним. А рядом плачут люди. Страшно было видеть, как растеряны бабушки и дедушки, ведь кто-то из них в этом наводнении потерял буквально все», – вздыхает Лилия.

Вначале девушке поручили довольно тягостное, но очень нужное задание: она составляла списки пропавших без вести, опросив людей, прибывших в пункт временного размещения. Эти списки помогали спасателям точно определять, кого искать и где может находится человек. Также девушка готовила еду для пострадавших, кормила лежачих и больных, кто не мог сам ухаживать за собой. А после помогала людям оформлять заявление на получение финансовой помощи.

Подобная работа для Лилии не в новинку – она с 13 лет является волонтером, имеет соответствующую книжку и состоит в отряде «Кричи громче», который специализируется на антинаркотической пропаганде. «Мы проводим тренинги и всевозможные мероприятия, рассказывая о вреде употребления наркотиков, пропагандируем здоровый образ жизни. Также мы помогаем во время проведения городских праздников», – говорит девушка.

Сейчас школьницу волнует будущее города, ведь после такого крупного стихийного бедствия некоторые решают покинуть Тулун навсегда. Более того, такая возможность у людей есть, ведь на жилищные сертификаты, которые выдали тем, кто потерял жилье, можно купить недвижимость в любой точке России. «У нас маленький город. Если уедут учителя, врачи, другие специалисты, что же останется? – сетует Лилия. – Хотя во многом я их понимаю – трудно жить в городе, который отнял у тебя все».

Кстати

Президент России Владимир Путин не разделяет такого пессимизма. Во время своей поездки в Тулун, которая состоялась 2 сентября, он предложил создать отдельный план экономического развития города. «Мы поможем из федерального центра привлечь общероссийские компании, чтобы они развернули здесь свои производства. Надо создать для предпринимателей соответствующие условия развития», – сказал глава государства.