Небо на замке? Чтобы стать лётчиком, нужна не мечта, а большие деньги

Летчик Проклин провел в небе более 24 тысяч часов. © / Из личного архива

О том, что происходит с иркутским небом и его «земными» объектами сейчас, корреспондент «АиФ в ВС» поговорил с ветераном гражданской авиации Вениамином Проклиным накануне Дня Воздушного Флота России, который в этом году отмечают 21 августа. Он рассказал нашему еженедельнику, почему раньше стать лётчиком было легче, пожары тушились быстрее, а музей авиации так и не «собрали».    
   

Мечта звала

- За плечами у меня 40 лет полётов, не считая училища. В 60 лет я проходил медкомиссию, и одна из докторов воскликнула: «Вениамин Иванович, вам уже пора на землю опускаться!» А я ей отвечаю: «Не обращайте внимания, на земле я прожил 57 лет». Она подумала, что у меня в документах ошибка, а я продолжил: «…57 лет на земле и три года в небе».

Вениамин Проклин. Фото: Из личного архива

Юлия Вяткина, «АиФ в ВС»: Когда вы впервые решили, что вам нужно в небо?

Досье:
Вениамин Проклин родился в Иркутске. Окончил Бугурусланское лётное училище гражданской авиации в Оренбургской области. В его лётной книге «начислено» 24 тысячи часов полётов. Собирает экспонаты для домашнего авиамузея.

Вениамин Проклин: По-моему, с рождения. Сколько себя помню - столько мечтал стать лётчиком. Родители были железнодорожниками, я тоже посвятил себя транспорту, но другому. Мне повезло, мечта сбылась. Занимался в планерном отделении в Оёке, борьба за восстановление которого сейчас идёт. Будучи школьником, когда искал пути в авиацию, я шёл пешком от остановки до иркутского аэропорта. И как увидел там людей в форме курсантов, подумал: «Вот куда мне надо! Здесь, наверное, лётчиков готовят». Позже узнал, что в нашем городе обучают только техников. Но мечта звала, и препятствий для её воплощения в то время не было. Да, мне пришлось уехать далеко, чтобы получить желанную профессию. Со мной поступали ещё сорок моих земляков. Нам тогда приходилось думать о том, чтобы здоровье не подвело, а не деньги. Все мы вернулись домой, все нашли работу. К слову, её было много: авиация была сильно развита, пассажиров - тьма. Порой и отдыхнуть некогда - из рейса в рейс. Я совсем не уверен, что нынешним ребятам так же легко попасть в эту профессию. Например, мой друг тогда не стал пилотом не из-за нехватки «рублей», а из-за физических особенностей. Сейчас, к сожалению, всё наоборот. Сначала нужно просчитать свои финансовые возможности. У меня создалось впечатление, что теперь стать лётчиками могут только обеспеченные «мечтатели» о небе.

Без энтузиазма

- Как вы считаете, чего не хватает нашему воздушному флоту сейчас?

- Досадно, что практически нет отечественных самолётов. Летают в основном «иномарки». После «перестройки» наш авиазавод - и тот еле выстоял. Было много аэроклубов и училищ, которые готовили большую армию работников авиации, и главное, всем хватало работы. Заметьте, пожары почему-то успевали гасить в «зародыше». А всё потому, что в Жигалово, Качуге, Киренске - везде стояли базы авиалесоохраны со всей необходимой техникой и командами парашютистов.

Величественные в прошлом колонны Иркутского авиационного училища. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

- Вы говорите, что нет отечественной техники. А как же МС-21, этим летом представленный в Иркутске?

   
   

- Нам остаётся только ждать и надеяться. Хорошо бы хоть одна из наших немногочисленных надежд оправдалась. Но мы ведь не знаем ещё, как самолёт себя покажет: в ходе эксплуатации могут появиться непредусмотренные осложнения, неподходящие параметры и т.д. Не хочу быть мрачным пророком, просто пока впереди неизвестность. А если быть точным, впереди - быстроразвивающиеся зарубежные двигатели и самолёты, которые проворно дают почувствовать нашей авиатехнике её «старость».

- Как думаете, почему от Иркутской области отдаляют авиацию? ИВАТУ отправили в Воронеж, большинство аэроклубов закрыты, во всей области только два места, где можно совершить прыжок с парашютом… Всё концентрируется в центральной России?

- Хочется верить, что цивилизация-то должна идти вперёд, распространяться, а не скатываться в одну точку. Говорят, сверху виднее. Может, хотели как лучше. Военное училище было богато и кадрами, и техникой. После закрытия его территорию разграбили так, что даже для музея авиации оказалось нечего взять. Да и музей-то сам «сдулся». Мой друг инженер Сергей Дичин возглавляет группу, в которой мы с товарищами - пилотами пытаемся добиться возрождения детской планерной школы. Пока замысел недалеко ушёл от начальной точки - пробиться трудно. Беда в том, что нет заинтересованности. Никто не хочет брать на себя дополнительную ответственность. Среди наших представителей властных структур катастрофически не хватает энтузиастов.

Кстати

Не обошлась профессиональная жизнь Вениамина Ивановича и без воздушных ЧП. Так вскоре после кровавого несчастья, связанного с захватом самолёта иркутским семейным джаз-ансамблем «Семь Симеонов», ещё одна попытка угона самолёта пришлась как раз на экипаж, командиром которого был наш гость. Один из пассажиров передал лётчикам записку с требованием лететь в Шотландию, написав, что самолёт заминирован и в случае неподчинения будет взорван. В разговоре со вторым пилотом «террорист» представился связующим звеном, якобы им командует британская разведка, и в ответ на слова о нехватке топлива сказал: «Садитесь, где хотите: в Финляндии или в Швеции, но только не в Советском Союзе. Если обманете, то через пять минут самолёт взорвётся». Поскольку «захват» произошл уже на подлёте к Ленинграду, экипаж сымитировал перелёт за границу, пролетев над Финским заливом. Когда приземлились, начали самостоятельную эвакуацию пассажиров. «Шпион» хотел скрыться, но не успел: подъехавшие оперативники схватили его. Его осудили, признали психически больным.