Подделка документов, мошенничество, попытки продажи чужого имущества – проблемы, о которых нужно знать каждому собственнику недвижимости. «АиФ-Иркутск» беседует с руководителем Управления Росреестра по Иркутской области Виктором Жердевым о том, как не стать жертвой мошенников.
Не попасть в историю
Максим Шульдешов, «АиФ-Иркутск»: Виктор Петрович, какие мошеннические схемы возникают на практике?
Виктор Жердев: Сотрудники Управления Росреестра по Иркутской области периодически сталкиваются с попытками мошенничества в сфере недвижимости. Как правило, речь идёт о подделке документов. Например, возникают ситуации, когда подделываются временные удостоверения личности или доверенности. С этими документами на руках мошенники могут попытаться продать чужое имущество.
Подобные случаи выявляются государственными регистраторами Росреестра. При проверке поданных на регистрацию документов мы делаем запросы и устанавливаем, что удостоверение личности или доверенность не выдавались. Сталкиваемся и со случаями подделки правоустанавливающих документов на недвижимость, таких как документы о предоставлении земельных участков.
При выявлении фактов подделки мы направляем материалы в правоохранительные органы, а там уже решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
– Приведите примеры подобного мошенничества.
– В начале октября прошлого года к нам поступило заявление о продаже квартиры в городе Шелехов. При проверке документов выяснилось, что продавца квартиры на самом деле уже нет в живых. И пока наследники не оформили право собственности по наследству, мошенники пытались продать квартиру по поддельным документам.
Периодически возникают ситуации, когда мошенники пытаются оформить права и продать квартиры, земельные участки по поддельным временным удостоверениям личности.
Выявляются также злоупотребления на стадии выполнения кадастровых работ и изготовления кадастровым инженером технического плана на здание, например, на этой стадии вместо недостроенного объекта в документах может появиться жилой дом.
Подделки документов были выявлены нашими сотрудниками при направлении запросов в органы ЗАГС, к нотариусам и в другие ведомства.
– Что надо сделать, чтобы не попасть в такую историю?
– Мы можем дать несколько советов, которые помогут снизить риски, связанные с безопасностью ваших прав на недвижимость.
Вы в любой момент бесплатно можете подать заявление о невозможности совершения любых регистрационных действий без вашего личного участия. Это можно сделать в любом офисе МФЦ или в личном кабинете на портале Росреестра.
После внесения такой отметки в реестр недвижимости обращаться за регистрацией сделок, переходов прав сможете только вы лично.
Помните, что в любой момент вы можете уточнить информацию об объектах недвижимости и о правах, запросив информацию из Единого государственного реестра недвижимости. Кстати, в электронном виде это делается быстрее и дешевле.
Всегда указывайте номер своего телефона и адрес электронной почты, когда подаёте заявления в Росреестр. Тогда в любой подозрительной ситуации мы сможем оперативно связаться с вами.
Помнить об элементарном
– Какие документы подделывают чаще всего?
– Одним из самых «любимых» у мошенников документов является доверенность. При её выдаче максимально конкретно указывайте полномочия – это то, что вы доверяете сделать своему представителю.
Допустим, можно доверить подать документы на регистрацию, но при этом не давать право подписывать договор, если вы хотите лично поучаствовать в сделке, изучить и подписать документы собственноручно.
Не выдавайте доверенность на срок больше необходимого. Если вы выдали доверенность на длительный срок и в ней уже отпала необходимость, не поленитесь, обратитесь к нотариусу и официально отзовите её, чтобы такая доверенность утратила силу.
Другим документом, который часто используется в мошеннических целях, является временное удостоверение личности.
– На что ещё стоит обратить внимание нашим читателям?
– Помните об элементарных мерах безопасности:
- всегда читайте то, что вам предлагают подписать, важно, чтобы вы точно знали содержание документа, который подписываете;
- храните свои документы на недвижимость так, чтобы исключить доступ к ним посторонних людей;
- не называйте свои персональные данные, сведения из документов на недвижимость в ходе телефонных разговоров и встреч с посторонними людьми.
Вопрос безопасности вашего права – это и ваш личный вопрос, очень многое зависит от вашей осмотрительности, внимательности и ответственного подхода.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Более 1 000 000 прав на недвижимость зарегистрировали в Иркутской области в 2022 году. Это рекордный показатель. Для сравнения, в 2021 году в регионе было зарегистрировано порядка 880 000 прав.