От сохи до цифры. Сельское хозяйство Приангарья «обрастает» технологиями

Романов Кирилл / АиФ

Сельское хозяйство Иркутской области планомерно внедряет цифровые технологии. Пока точечно, дозированно, но процесс уже запущен, и действительность уже не позволит уйти с выбранного пути.

   
   

Сначала - собрать информацию

«Цифра» - это не только удалённое наблюдение за коровником или трактором, но, в первую очередь, управленческие технологии. Их в министерстве сельского хозяйства Приангарья начали внедрять ещё в 2018 году. С тех пор у 2,5 тысяч аграриев региона появились свои личные кабинеты на портале ведомства, где каждый из них может онлайн оформить заявку на субсидию или выложить отчётность.

- Это серьёзно упрощает жизнь всех - и госоранов , и аграриев, к тому же обеспечивает прозрачность всех действий, уже нет возможности и соблазна, к примеру, продвинуть заявку одного и задвинуть - другого, так как электронный журнал фиксирует дату, время поступления каждого документа, - пояснил глава минсельхоза Иркутской области Илья Сумароков.

Кроме этого из более 50 мер поддержки, доступных сельхозникам региона, основные направлены на компенсацию расходов на приобретение техники, в том числе с цифровыми технологиями, дополнительными опциями. Оплачивается областным бюджетом и получение аграриями профессиональных консультаций в научных организациях, учебных заведениях по внедрению передовых разработок.

Один из самых масштабных и основополагающих проектов, по словам Сумарокова, - «Земельный паспорт», в который будет занесена информация обо всех сельхозземлях региона. В документе отразят пользователя, форму собственности участка, его площадь, границы, культуру возделывания, урожайность. Исходя из этого, можно будет не только прогнозировать всхожесть, но и отслеживать текущее состояние посевов, оперативно и дозированно вносить удобрения, средства защиты растений.

- Уже есть примеры внедрения системы «Умная ферма», которая позволила на основании учёта температуры, подвижности, надоев с каждого животного определять его состояние и норму кормов, - рассказал Илья Павлович. - Робот-раздатчик концентрата каждой корове выдаёт определённое количество кормов, а в итоге хозяйство уменьшает их расход, одновременно увеличивая продуктивность на 30-40%.

   
   

 Четыре грани агробизнеса

По мнению председателя совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислава Буханова, у сельского хозяйства Приангарья есть несколько сдерживающих развитие факторов.

- Первое - это природноклиматические условия, которые позволяют собирать урожай лишь один раз в год, - говорит Владислав Валерьевич. - Второй фактор - прослеживаемость продуктов, которые сегодня зачастую спрятаны на полках магазинов с приставкой «эко-». Часто это вовсе не означает экологичность товара, а является только маркетинговой уловкой. И в этом случае цифровизация позволит отсеять недобросовестных экопроизводителей и оставить эту марку лишь за достойными её товарами благодаря прозрачности всех этапов производства такой продукции. В конечном итоге мы как минимум сможем накормить качественной продукцией наших граждан, а как максимум - выйти на новые рынки.

При этом Владислав Буханов отметил, что пока информационные разработки из-за своей высокой стоимости доступны лишь большим хозяйствам, агрохолдингам.

- Например, программные продукты по определению нормы удобрений на конкретный участок очень дорогие, только абонентское обслуживание в год обойдётся в среднем до 2,5 тысяч долларов. Это цена не для крестьянско-фермерского хозяйства, а для промышленного производства. Технология позволяет очень рационально использовать ресурсы земли, и это очень важно для наших полей, - уверен Буханов.

Следующим стоп-фактором он считает отсутствие кадров, готовых работать в агропроме.

- Наша задача - не только популяризировать современные технологии, но и показать молодёжи перспективы отрасли, в первую очередь тем, кто только выбирает профессию, - говорит Владислав Валерьевич. - Сегодня основные средства производства остаются на земле, и будущее - за сельским хозяйством. Агропром Иркутской области может предложить рабочие места с высокой оплатой труда. К тому же современное сельское хозяйство - это не столько тяжёлый труд, сколько почти безграничные возможности внедрения «цифры», с которой можно выйти на новый уровень. Управлять трактором сейчас можно из любой точки мира.

К полям прилагаются школы и клубы

Дефицит специалистов в агросфере региона отмечают все эксперты. И это при том, что Иркутский аграрный университет уже давно внедрил в свою учебную программу информационные технологии.

- С 2001 года мы набираем студентов на специальность «Прикладная информатика», сейчас на ней учатся 115 очников, при этом 52 места - бюджетные, а на следующий год дали уже 60 мест, - рассказывает проректор вуза по технической работе Ярослав Иваньо. - Это неплохой и количественный, и качественный состав. Плюс обучаются 20 магистрантов, также 10 аспирантов - по профилю «Информатика и вычислительная техника». Все они составляют реальный потенциал для внедрения цифровых технологий именно в сельское хозяйство.

Однако аграрии недоумевают, почему в фермерских хозяйствах и крупных сельхозхолдингах нет такого количества специалистов, сколько выпускает вуз. Причина, по их мнению, в том, что люди не хотят жить в заброшенных деревнях, где нет ни жилья, ни детских садов, ни кинотеатров.

Исправить эту ситуацию призвана федеральная программа комплексного развития сельских территорий. По словам Ильи Сумарокова, она предусматривает строительство домов, школ, детсадов, клубов, ФОКов именно там, где наметилось экономическое развитие, где внедряются инвестиционные проекты.

- На реализацию проектов по данной программе Иркутская область только в этом году получила порядка 1 млрд рублей федеральных средств, плюс 800 млн рублей выделила область. А на следующий год федеральных средств обещают выделить ещё больше, - рассказал Илья Павлович. - Мы занимаем 3-7 место среди субъектов страны по объёму привлекаемых средств для развития сельских территорий, но этого катастрофически не хватает, чтобы вести масштабное строительство повсеместно. Отбор проходят только лучшие проекты. В этом году, например, из 24 поданных заявок, вероятнее всего, пройдут всего три.