Победил смерть. В Иволгинском дацане рассказали о послания ламы Итигэлова

Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца, то есть по часовой стрелке. © / Дарья ГАЛЕЕВА / АиФ

Даши-Доржо Итигэлов – это знаковая фигура не только для Бурятии, но и для всего буддийского мира. Его тело не тлеет и не разрушается уже более 90 лет. С 1927 года он сидит в позе лотоса и, как рассказали ламы, благословляет всё вокруг. В начале XX века он стал главой буддистов Бурятии, а перед «смертью» завещал похоронить себя в деревянном коробе, чтобы через 75 лет «вернуться». 

   
   

Перед нирваной

Известно, что будущий лама появился на свет в Иволгинском районе Бурятии в 1852 году. После смерти родителей ему пришлось самому зарабатывать себе на жизнь: будучи ещё ребёнком, пас овец у богатых хозяев. В 15 лет Итигэлов покинул свою малую родину и прошёл более 300 километров до Анинского дацана, где и начался его духовный путь. Он много лет учился и служил в разных дацанах, пока в марте 1911 года не был избран XII Пандито Хамбо Ламой – главой бурятских буддистов.

Времена Итигэлову достались тяжёлые – вскоре после его избрания Российская империя ввязалась в Первую мировую войну. Тогда Пандито Хамбо Лама организовал помощь военным: Бурятия отправила им 130 тысяч рублей и запас продовольствия. Кроме этого, в прифронтовые госпитали удалось отослать лам-лекарей.

В 1917 году самочувствие Итигэлова ухудшилось, он снял с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и переехал в Янгажинский дацан, где занялся лечебной практикой и стал писать философские труды.

Нетленное тело

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов завещал ламам поместить его, сидящего в позе лотоса, в бумхан (специальный саркофаг), а тот закопать в местности Хухэ-Зурхэн, чтобы через 30 лет ученики проверили его тело. После этого он добавил, что через 75 лет вернётся сам. В 1955 году, когда место «захоронения» было проверено в первый раз, монахи убедились, что XII Пандито Хамбо Лама всё так же сидит в позе лотоса.

«В один из дней сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо Лама Аюшеев выбрал нас, шестерых человек, чтобы мы поехали на место, где похоронен Итигэлов, – рассказывают в Иволгинском дацане. – До этого на похоронах Ганжур ламы мы как раз были на кладбище в местности Хухэ-Зурхэн, тогда Бимба лама Доржиев указал на место, где под землёй восседает XII Пандито Хамбо Лама, но ошибся».

   
   

Настоящее место захоронения в тот же день показал Аюшеев. Лама лёг на небольшой холмик и сказал: «Здесь». Позже его версию подтвердил местный старожил, который знал Итигэлова лично и помнил, где его закопали.

После всех обрядов и проведённого молебна начались раскопки. Бумхан с нетленным телом правда оказался на указанном Аюшеевом месте. Когда саркофаг извлекли, Итигэлова перевезли в Иволгинский дацан.

Таинственные послания

«Как-то Хамбо Лама Аюшеев вызвал Бимба ламу к себе, а потом сказал медитировать напротив Итигэлова. Мы все очень удивлялись, – продолжил рассказ лама. – На второй или третий день медитации Бимба лама дал нам первое наставление от Итигэлова. Тогда я спросил у Хамбо Ламы Аюшеева: «Как такое вообще возможно?» А он мне, дураку, только и ответил, что Итигэлов нам себя не как памятник оставил».

С тех пор Бимба лама Доржиев ежедневно медитирует перед Итигэловым и записывает его послания, после чего их по возможности трактуют другие ламы. Сейчас уже составлен сборник посланий XII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, где приведены его наставления на бурятском и русском языках, а в конце книги есть даже фрагмент на английском, который ещё предстоит дополнить. Также в дацане рассказали, что ведётся перевод наставлений на китайский и старомонгольский. Найти послания можно даже в интернете. Их, например, публикуют в социальных сетях Иволгинского дацана.

Как попасть на поклонение к ламе

Чтобы попасть на поклонение к ламе, нужно приехать в Иволгинский дацан – главный храм буддистов России, который находится недалеко от Улан-Удэ.    Раньше драгоценное неиссякаемое тело Хамбо Ламы Этигэлова располагалось на верхнем этаже главного храма, с 2008 года Хамбо Лама Этигэлов находится в специально возведенном для него дворце.  Его переносили в главный храм восемь раз в году в дни крупных буддийских праздников, чтобы верующие могли с ним встретиться и поклониться. С началом пандемии эту традицию прекратили. Но теперь в любой день, независимо от выходных, возможно приехать и побывать у Учителя во Дворце.

Хамбо Лама Этигэлов воспринимается буддийскими монахами и верующими как ныне живущий Учитель, который ежедневно продолжает передавать Учение через медитации. Поэтому, когда кто-то заходит в его дворец, принято приносить подарок в знак уважения. В Бурятии - это шёлковый шарф, хадак. Он может быть голубого, белого или жёлтого цвета. Реже подносят хадак зелёного или красного цветов. Хадак можно приобрести в Визит-Центре Иволгинского дацана, в главном храме Согчен дугане, в сувенирных лавках на территории монастыря и рядом. Стоимость его чисто символическая.

100 тысяч молитв

Туристы со всего света едут в Иволгинский дацан – и не только для того, чтобы увидеть Нетленного ламу. Главный храм буддистов России включает в себя 10 храмов необычных архитектурных стилей, пять ступ-субурганов, университет, оранжерею священного дерева Бодхи, загоны для косуль, жилища монахов-лам. 

А знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо. Гороо в буддийской традиции - это почётный обход святых мест. Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца, то есть по часовой стрелке. Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Они всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.

Все элементы на территории дацана, будь то скульптуры, памятники или декорации, пронизаны глубоким смыслом. Поэтому во время прогулки по территории стоит замедлить темп. Вам встретятся не только дуганы, но и молитвенные барабаны - хурдэ. Не забудьте их покрутить по часовой стрелке. Внутри каждого находятся свитки с мантрами, а самый большой барабан в Иволгинском дацане содержит свиток, на котором, по словам лам, написано 100 000 мантр. Каждый поворот барабана равен 100 000 произнесенных молитв.

Также вам на пути встретится причудливый камень Зеленой Тары. Легенда гласит, что на нем остался след от ладони Зеленой Тары – богини, которая быстро приходит на помощь. Говорят, что если отойти от него на несколько шагов, загадать доброе желание, протянуть руку вперед, закрыть глаза и приблизиться к камню, стараясь его коснуться, то желание обязательно исполнится. Но если сойдешь с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, то желанию не суждено сбыться.

Во время посещения храмов и монастырей необходимо соблюдать определенные правила. Так, важно избегать поворота спины к статуям Будды, нельзя указывать на них пальцем. Не забудьте посетить оранжерею, где выращивается священное дерево Бодхи – один из важных символов буддизма. Согласно легенде, Будда достиг Просветления, медитируя под этим деревом. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу.

Кстати

Добраться до Иволгинского дацана можно из города Улан-Удэ. На машине. По трассам Р-258 в сторону села Сужа, вдоль Нижней Иволги по трассе А-340 до Верхней Иволги. Расстояние по трассе – 36 километров. В пути 45 минут.

На общественном транспорте. До поселка Иволгинск можно доехать на маршрутках № 104 или №130, отправляющаяся от остановки «Площадь Банзарова» (в центре города). В селе пересесть на маршрутку до дацана.