Почти 300 лет звона монет. Как зарождалось иркутское купечество

Торговые шатры на Тихвинской площади (ныне сквер им. Кирова) в Иркутске. Начало XX века. © / Государственный каталог музейного фонда РФ

Иркутск – город торговый. Во многом потому, что он очень удачно расположен на водных и сухопутных путях, связывавших европейскую часть страны с Азией, а потом и с Северной Америкой. Не зря в песне поётся: «середина земли». Многие годы по сибирским трактам с востока на запад шли товары, что обеспечивало славу Иркутска. Как напоминание о тех временах сибиряки и сегодня называют некоторые дороги трактами. 

   
   

В преддверии Дня торговли (27 июля) историей местного купечества с irk.aif.ru поделился старший научный сотрудник Музея истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова Антон Лисичко.

Раньше остальной России

«В первой четверти XVIII века из двух с половиной тысяч иркутян торговлей занималось около 80 % населения города. Относительно рано в нашем городе сложилась та часть предприимчивого общества, что называется купечеством, – рассказывает Антон Николаевич. – Спустя пятьдесят лет, после введения имущественного ценза в 500 рублей, большая часть этих людей станет мещанами. Собственно, статус мещанина и предполагает капитал до 500 рублей. Для сравнения, дойная корова тогда стоила от 60 рублей».

Мелочной базар на Ивановской площади в Иркутске (современная площадь Труда возле Цирка). Стереоскопическое фото напечатано в Стокгольме в конце XIX - начале XX века. Фото: Государственный каталог музейного фонда РФ

В 1762 году власти сняли запрет на торговые операции с вывозом меха из страны, после этого через Иркутск на экспорт в Китай пошла сибирская и североамериканская пушнина. А шесть лет спустя взамен упразднённой государственной монополии на торговлю с Поднебесной в Иркутске учредили ярмарку – отдельным распоряжением, ещё до того, как «Жалованная грамота городам» Екатерины II позволила делать это купцам по всей стране.

После 1775 года иркутская ярмарка стала проходить дважды в год: с 15 ноября по 1 января и с 15 марта по 1 мая. В дальнейшем весенняя ярмарка несколько раз смещалась по времени и в итоге стала июльской.

Чай всему голова

«Одним из самых популярных товаров на иркутских ярмарках был, конечно, китайский чай, который завозили через пограничный город Кяхта (сегодня он относится к Республике Бурятия), – продолжает историк. – Почти 100 лет это был единственный путь, по которому чай попадал в Россию: наилучший товар – императорской семье и дворянам, что попроще – купечеству, а со временем и крестьянам. Путь от элитного до народного напитка чай прошёл всего за 80-100 лет и ко второй половине XIX века был доступен весьма многочисленным слоям общества».

   
   

Рост оборота чайной торговли до поры до времени ограничивался лишь одним запретом. До 1855 года чай в Китае нельзя было покупать за деньги. Можно было только выменивать, в основном на меха.

Ещё одна интересная особенность торговли на ярмарках заключалась в том, что распродавалось там не более 50-60 % товара. Нераспроданное частично оставалось в городе для стационарной торговли, но в большинстве своём купцы увозили товары на другие ярмарки. Кстати, именно в связи с ярмарочной торговлей у горожан, или, как тогда говорили, у градских обывателей, в обиходе появилось новое слово: «магазин». Первоначально оно означало не лавку, а склад с товаром, в том числе оставшимся от ярмарки.

В 1862 году эпоха чайной монополии сибирского купечества закончилась: во-первых, открылась навигация по Суэцкому каналу, а во-вторых, российские власти разрешили ввозить чай в страну через западную границу. Но, несмотря на это, обороты иркутских ярмарок росли. Не помешало даже то, что с 1883 года ярмарочную торговлю обложили пошлиной – особым билетным сбором. В зависимости от того, к какой гильдии принадлежал купец, а также от разряда ярмарки (который зависел от её продолжительности), он должен был купить столько билетов, сколько держал на ярмарке торговых заведений. Иркутская ярмарка была второго разряда, для купца 1-й гильдии один билет на неё стоил 50 рублей.

Оборот иркутских ярмарок накануне Первой мировой войны достиг 19,2 млн рублей. Это эквивалентно 13,6 тонны золота или почти 97 миллиардам в современной российской валюте.