Подарок к Рождеству. В иркутской церкви установили иконостас из нефрита

Иконостас полностью сделан из сибирских самоцветов: нефрита и офикальцита. © / Дарья Галеева / АиФ

Тщательно вырезанная мастерами виноградная лоза, резные колонны и каменные «полотенца», на которых причудливо играет солнце через витраж. Это элементы величественного иконостаса, который накануне Нового года установили в одном из старейших храмов Иркутска – Преображения Господня. В Рождество у иконостаса провели первую службу.

   
   

Изделие уникально – его полностью изготовили из знаменитых сибирских самоцветов: нефрита и офикальцита. Притом размеры иконостаса впечатляют: восемь с половиной метров шириной и пять – высотой. Он состоит из 72 элементов, которые создавали мастера «Байкалкварцсамоцветов». Предприятие передало свою уникальную работу в дар храму.

Храм с душой мастеровых людей

Идея изготовить иконостас для церкви пришла основателю компании, а ныне советнику генерального директора Сергею Костюкову.

«Я стал прихожанином храма в 2000 году и узнал его историю, – рассказывает он. – Его заложили 225 лет назад на пожертвования иркутских купцов для мастеровых людей Рабочедомской слободы – каменотёсов, плотников, кузнецов… Они же его и возводили. В нём есть душа мастеровых людей. Храм тёплый и такой, знаете, домашний. За это он мне и полюбился. Приходя на службу, я всегда любовался коваными чугунными решётками, подсвечниками, дверными ручками, созданными руками иркутских мастеров, и думал: «А что мы, ремесленники XXI века, можем сделать для храма?» Так и родилась идея изготовить иконостас».

Размеры иконостаса впечатляют: восемь с половиной метров шириной и пять – высотой. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Эту идею долго вынашивали – около восьми лет: нужно было создать эскиз, согласовать его с настоятелем церкви, посоветоваться с Владыкой – митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом. За основу специалисты предприятия взяли чертежи древлехранителя храма, иконописца Михаила Лутаенко. Образы, которые он написал, органически вписались в рисунок оформления всей церкви.

К непосредственным работам с камнем приступили… четыре года назад. Над иконостасом в эти годы трудилось всё предприятие – от специалистов, которые занимаются добычей сибирских самоцветов, до художников-мастеров, которые полировали изделия до идеального блеска.

Иконы мастера изготавливали и раньше, но таких больших – никогда. В этом, как говорит полировщик художественных изделий из камня Мария Кондрашова, и была самая большая сложность.

   
   

«Первый этап работы проходил на специальном станке, который вырезает рисунок, но машина не может довести её до гладкости. Мы вручную придаём эту гладкость, снимая огромный слой камня от 3 до 5 мм. Обычно мы изготавливаем небольшие работы, а тут нужно было отполировать огромные элементы – например, метр на метр. Мы сидели над ними месяцами, чуть ли не до слёз, но всё равно делали. Зато сейчас, когда я смотрю на тот иконостас, который у нас получился, на то, как красиво на нём играет солнце, я чувствую большую радость», – говорит девушка.

Руки, ум и сердце

Оценить работу мастеров, вложивших в изделие душу, в каких-то физических величинах очень сложно. Например, как отмечает генеральный директор предприятия Денис Костюков, в готовом иконостасе – 5,2 тонны камня.

В готовом иконостасе – 5,2 тонны камня. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

«Но если говорить о том, сколько сырья было перелопачено за время работы, то счёт пойдёт на сотни тонн. Камень добывают у нас в Сибири, в Черемховском районе, а это сейсмическая зона. Из-за землетрясений материал бывает трещиноват. Чтобы получить полновесную глыбу, из которой можно изготавливать такие большие объёмные изделия, нужно было тщательно выбирать. Зато, как мне кажется, нашим мастерам удалось показать офикальцит во всём его великолепии – от жёлтого цвета до изумрудно-зелёного, похожего на змеевик», – говорит Денис Костюков, добавляя, что сложная работа для церкви больше дала предприятию, чем взяла: заставила пересмотреть взгляды на многие участки производства, провести их реконструкцию, переоснастив под новые технические решения, закупить новое оборудование.  

Настоятель храма Преображения Господня Отец Андрей говорит, что четыре года, во время которых мастера трудились над иконостасом, кому-то могут показаться долгим сроком. Но работа камнерезов останется в храме на века, а для вечности несколько лет – мгновенье. К тому же, сам храм возводили в своё время целых 11 лет.

«Я согласен с теми, кто называет иконостас произведением искусства. Так и есть: нам важно, что в этом подарке всё, как говорится, доморощенное. Мы возрождаем традиции, делая убранство для храма из сибирских материалов руками сибиряков-камнерезов. Ведь что можем Богу пожертвовать? То, что у нас есть: руки, ум, сердце. Это мы и сделали», – резюмирует Отец Андрей.