Похищения невест и двойные кольца. Особенности сибирской свадьбы

Софья Артемьева / АиФ

Свадебный обряд в России можно назвать главной русской семейной традицией, которая дошла до нас из глубины веков. Утратили значение и перестали существовать самые разные ритуалы, но свадебные приготовления и торжество остаются, хоть и претерпевают из века в век изменения.    
   

Корреспондент «АиФ-Иркутск» узнал, какие свадебные «фишки» дошли до наших дней и какие изменения во время своего долгого «путешествия» претерпели.

Главное отличие сибирских свадеб от свадеб в центральной России заключалось в том, что молодежь здесь была куда более свободной. Родители не неволили молодых, выбирая жениха или невесту, всегда спрашивали согласия. Еще сильнее отличались в Сибири традиции празднования свадеб у крестьян и горожан. Например, жених из небогатой крестьянской семьи редко дарил на помолвку кольцо своей суженой. Даже простое медное колечко в те времена считалось большой роскошью. Городские женихи дарили невестам серебряные и золотые кольца, причем обручальное на помолвку и «свадебное» во время церковного обряда бракосочетания. Носить такие украшения следовало одно поверх другого.

Приданое под запись

Хоть молодые и могли выбирать себе вторую половинку «по сердцу», хозяйственной пользе от брака все же придавалось немалое значение. Сваты очень внимательно относились к приданому, требуя точную опись, а также демонстрацию умений будущей родственницы.

Опись приданого иркутянки А.А. Трапезниковой, 1846 год. Опись приданого иркутянки А.А. Трапезниковой, 1846 год. Из фонда Музея городского быта. Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Кстати:
В Сибири «сезон смотрин» открывался с окончанием сбора урожая. Всю осень молодежь ходила на «вечёрки», а зимой начинали засылать сватов. Пора свадеб открывалась уже после рождественских праздников и длилась до посевной. Ведь к этому времени в семье молодого мужчины еще одни рабочие руки были как нельзя кстати.
Сейчас на подготовку к свадьбе девушки тратят полгода-год. Столько всего нужно успеть – найти свадебных специалистов, определиться с темой и аксессуарами, забронировать лучшие места, выбрать свадебные наряды. А сто лет назад на подготовку к свадьбе девушка буквально тратила всю свою жизнь! С очень раннего возраста девочки начинали обучаться домашнему хозяйству и собирать приданое, в надежде на удачный брак.  В селах пятилетним девочкам дарили прялку, как символ наступающей взрослой жизни. С этого момента она должна была учиться прясть и вязать, чтобы позже перейти к более сложным видам рукоделия.

К моменту прихода в дом сватов (а это случалось на 16-17 году жизни среднестатистической девушки), будущая невеста должна была искусно вышить тридцать рушников-полотенец и несколько скатертей. Полотенца были самыми ходовыми «отдарками» сватам, друзьям жениха и гостям. Ими связывали руки жениха и невесты во время сговора, на них же стояли молодые во время обряда венчания в церкви. Кроме того, невесте полагалось приготовить несколько таких же ярких скатертей. В старину о хорошей свадьбе говорили: «Свадьба была на семь скатертей».

Центральный узор оплечья женской рубахи. Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Отчасти эту традицию на современной свадьбе продолжают украшения зала – накидки и банты на стулья, занавеси и пологи.

   
   

Это теперь невеста выбирает и покупает платье сама, а в старину наряд должен был подарить жених. Перед свадьбой он передавал суженой сундук, в который нужно было положить «парочку» нижнего белья (панталоны и майка одной тонкой ткани и узора), платок, юбку, шубу, ботинки, гребни и зеркало. А вот богатые иркутяне дарили невестам более презентабельные подарки. В красивой китайской шкатулке жених мог преподнести своей избраннице часы, резные браслеты, кольца и предметы туалета.

Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Но даже в богатых домах девушка на выданье должна была проявить себя с самой лучшей стороны как будущая хозяйка и рукодельница. Перед свадьбой друзья жениха привозили невесте его штаны, с которых та снимала мерку и шила новые.

В Иркутске выписывали журналы мод и шили наряды по французским выкройкам. Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Не ради денег

Это интересно:
Встречались в Сибири и традиции похищения невест. Характерны такие случаи были для Ленских свадеб. Жених похищал приглянувшуюся девушку, которая порой даже и не знала, что он хочет к ней посвататься. После чего родные пытались вызволить и даже выкупить похищенную. Но если это не удавалось, девушке только и оставалось, что идти под венец.
Особое место в сватовстве и самой свадьбе отводилось подружкам невесты. Знаете ли вы, что привычные для нас всех выкупы, которые обычно устраивают подружки для жениха, раньше имели гораздо более глубокий смысл? Девушки в старину с радостью соглашались помочь своей подруге с подготовкой приданого. Такая помощь рассматривалась как добрый знак и сулила всем, кто помогает, скорый брак.

Во время сватовства, которое порой длилось не один день, да и самой свадьбы, подружки невесты пели песни друзьям жениха, сватам и родителям. За это все благодарили их деньгами, которые девушки потом делили между собой. Это было своеобразной платой за помощь в рукоделии. Никаких испытаний и препятствий для жениха подружки не чинили, вели себя скромно, ведь на гулянках каждую мог присмотреть потенциальный суженный.

О сладостях

В последнее время на мероприятиях, связанных с помолвкой и свадьбой, стало модным устраивать кэнди-бар – отдельный стол со сладостями. Примерно такая же традиция бытовала и сто лет назад в Иркутске. Во время помолвки в доме невесты накрывали исключительно сладкий стол. К нему подавали дорогие «конфекты» и десерты, а в небогатых семьях на стол ставили сладкие пироги, ватрушки и ягоду.

Такой стол символизировал будущую любовь молодых, которая должна была быть такой же сладкой, а также демонстрировал кулинарные способности девушки, ведь сдоба во все времена считалась самым сложным и ответственным в приготовлении блюдом.

Поросенок на свадебном столе указывал на благоденствие и зажиточность семьи. Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Кому коса, кому фата

Каждая современная невеста придает большое значение своему свадебному образу. Создание прически и макияж занимает от 3 до 5 часов. Такое вряд ли могла представить себе невеста из прошлого. На свадьбу девушкам из простых семей подружки заплетали косу-колосок в шесть, а иногда и девять прядей. Такая коса считалась символом плодородия и богатства. Во время свадьбы ее расплетали сватьи, расчесывали и вновь плели уже две косы, как символ перехода в статус замужней женщины. Кстати, заплетая косы, сватьи делали это на скорость – если первой косу доплетала сватья со стороны невесты, значит, первой у молодых родится девочка.

Венок невесты, сделанный из проволоки, бумаги и воска. Фото: АиФ/ Роман Сизых

А вот невесты из зажиточных домов почти не отличались от современных. Для торжества шилось красивое белое платье приталенного силуэта, с длинными рукавами и высоким воротником, скрывающим грудь. Голова украшалась пышной прической и кружевной фатой.

Все платья в ту пору были закрытыми. С глухими воротниками-стояками. Фото: АиФ/ Роман Сизых

Фото на память

Сейчас вновь вернулась традиция заезжать в день свадьбы в фотостудию, чтобы сделать красивые интерьерные фотографии. Сто лет назад состоятельные городские женихи с удовольствием привозили невест в фотосалоны, чтобы запечатлеть важный момент своей будущей семейной истории. Кстати, самый первый фотосалон появился в Иркутске в 1857 году. Об этом свидетельствует рекламное объявление, которое было напечатано в газете «Иркутские губернские ведомости». В то время за дюжину фотографий нужно был оплатить от 5 до 7 рублей. К слову, 7 рублей  в те времена составляли месячный заработок кухарки. Фотография тем не менее пользовалась большой популярностью в Иркутске, а фотографы не скупились на дорогое оборудование. Это подтверждает и тот факт, что уже в 1890-х годах в городе открылся первый специализированный магазин фототехники.
Фото: АиФ/ Софья Артемьева

Гулять, так гулять

Само свадебное торжество даже у крестьян порой занимало не меньше чем три дня, а водку во время гуляний пили ведрами. Закусывали пирогами, окрошкой, копченым салом, соленой черемшой, да картошкой. Гвоздем стола всегда считался курник – украшенный цветами из теста пирог, начиненный куриным мясом. На следующий после свадьбы день устраивали «похмельный стол», во время которого муж «честной» жены выставлял для тещи и тестя рюмку водки, подкрашенную соком брусники. Третий день именовался «отзовины», в него молодым положено посещать дома всех родственников, а в каждом доме для них накрывался стол. Но и на этом торжества не оканчивались. Завершал свадьбу большой и зачастую двухдневный праздник в доме тестя и тещи, на который приглашались все друзья и новые родственники.

Большие городские свадьбы отмечались не часто. Если торжество случалось летом, то местом для праздничного ужина избирался сад. В нем организовывалась иллюминация – сотни фонариков и свечей. Выставлялись столы, которые обязательно украшались дорогими скатертями, бантами и большим количеством живых цветов. К ужину подавались самые разные закуски, а во время чаепития выносили сразу несколько многоэтажных тортов.

Автор выражает благодарность Музею городского быта за помощь в иллюстрировании материала.